Найти в Дзене
Киновед в штатском

"Семь": Почему запланированный приквел о Джоне Доу так и не был снят?

Что называется, почувствуй себя старым – триллеру "Семь" уже четверть века, хотя кажется, что мы впервые смотрели его два, ну, максимум, три года назад. Картина заслуженно считается шедевром, не только благодаря мастерским актерским работам Моргана Фримана и Брэда Питта или удушливому детективному сюжету, но и демонстрацией инфернального зла – герой Кевина Спейси здесь олицетворяет безумие окружающего мира, пожирающего самого себя. Именно Джон Доу, его мотивы и стремления становятся главной загадкой картины, и выглядит странно, что происхождение безумного маньяка никогда не было изучено.

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Хотя... В заголовке я уже немного "спойлернул" – замысел у студии имелся и в отношении приквела, и в сторону продолжения истории. Продолжение "Семи" (нет, не "Восемь") – это, по-хорошему, тема для отдельной публикации, но я слишком ленив, поэтому расскажу вам о "сиквеле-несиквеле" коротко и прямо здесь. Он не просто был задуман, его даже сняли, и вы, возможно, его даже видели – просто он настолько был далек от оригинальной картины Финчера, что в какой-то момент и создатели, и студии решили даже не пытаться притворяться продолжением культового нуара, где детектив Сомерсет вдруг превратился в ясновидящего, и "отпочковались" в отдельный фильм, который вышел в 2015 году и получил название "Экстрасенсы" (Solace).

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Что же до приквела, то о нем тоже долго ходили слухи, и студия имела определенные виды на то, чтобы сделать таки картину о том, что же случилось с Джоном Доу, что заставило встать его на путь жестоких убийств и насилия над жертвами. Проект получил кодовое название "Добродетель" (Virtue) и не просто находился где-то в умах отдельных энтузиастов – его анонсировали и даже подобрали команду сценаристов, которая должна была представить сюжет, достойный предшественника (или последователя – как посмотреть).

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Нужно отметить, что Дэвид Финчер и сценарист Эндрю Кевин Уокер сразу отказались от любых намеков на дальнейшую работу в этой вселенной – режиссер еще со времен "Чужого 3" не большой любитель франшиз, да и рассказанная в "Семи" история в общем-то самодостаточна. Поэтому студии New Line Cinema пришлось подобрать других писателей, чтобы создать нового Джона Доу – сценаристами "Добродетели" стали Дэмиен Шэннон и Марк Свифт (соавторы перезапущенной "Пятницы, 13-е" и "Фредди против Джейсона"). Работа над картиной затянулась, и к чему-то серьезному авторы подошли только в 2006 году, но, ознакомившись с концепцией, продюсеры от проекта отказались. Не потому, что он был плохой, а потому что испугались пробовать что-то новое.

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Новизна "Добродетели" заключалась не в какой-то невероятной живописности проявлений жестокости, не в демонстрации того, как человек сходит с ума и превращается в серийного убийцу, не в откровенных сценах. По задумке Шэннона и Свифта, это фильм не должен был вообще никак давать понять, что это приквел "Семи", и лишь в самом конце зритель должен был сам "догадаться", что перед ним будущий Джон Доу из фильма Дэвида Финчера. Именно этот твист и смутил студию – там ведь привыкли строить маркетинг на связи с другими фильмами франшизы, а в данном случае эта связь становилась спойлером.

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Просто подумайте, много ли вы знаете таких лент, которые до последнего кадра скрывают свою вовлеченность в мир другой картины – я навскидку вспомню только "Сплит" Шьямалана, который в финале эффектно соединился с "Неуязвимым". В некоторой степени, сюда можно добавить картины Тарантино, условно завязанные друг на друга, но в этом случае полностью отсутствует эффект неожиданности. В "Добродетели" же зрителя должно было окатить холодным душем так, чтобы он тут же побежал пересматривать "Семь".

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Идея хорошая, но вот реализовать ее New Line Cinama не рискнула. Тут наложились и боязнь рисковать с маркетингом, и опасения того, что интернет испортит прокат спойлерами, и нерешительность в подборе актеров – попробуй замени Кевина Спейси с его инфернальной улыбкой и дьявольской проницательностью речи. После некоторых раздумий, приквел "Семи" отправился в "страну вечной охоты за серийными убийцами", а зрители остались лишены возможности узнать, что сделало Джона Доу самим собой.

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Вероятнее всего, это к лучшему. Однако, есть в этом мире несколько таких нереализованных проектов, которые все-таки хотелось бы увидеть. "Супермен" с Николасом Кейджем, "Властелин колец" с Битлами или какой-нибудь "Бэтмен 3" Тима Бертона (о котором я недавно писал) – теоретически смотрятся любопытно, и на юного психа с комплексом Бога я бы тоже посмотрел. Может быть, в другой жизни, в другом мире, в другой вселенной?...

Кадр из фильма "Семь"
Кадр из фильма "Семь"

Тут и остановимся – пора переключиться на существующие картины и обсудить увиденное, а не нафантазированное. Заглядывайте на канал Киноведа в штатском, я знаю, что читать о фильмах и сериалах порой бывает не менее интересно, чем их смотреть. Поэтому подписывайтесь, читайте, смотрите, берегите близких, не болейте сами, и...

-10

Увидимся в кино!