В настоящее время очень важным является предварительная подготовка детей к выбору будущей профессии.
Многие задаются вопросом, в какой момент детям необходимо задумываться о своей будущей профессии? Как мне кажется, чем раньше, тем лучше. В 11 классе подросток уже должен знать, куда он пойдёт.
Порой выбор профессионального пути встаёт перед ребёнком уже в конце 9 класса. У него есть выбор: продолжить обучение в школе (10-11 классы) или пойти в колледж/техникум.
В обоих случаях важно тщательно подойти к выбору будущей профессии. Продолжая обучение в школе необходимо сконцентрироваться на подготовке тех предметов, которые понадобятся при поступление в университет.
Делая выбор в пользу колледжа/техникума, необходимо, чтобы ребёнок понимал, нравится ли ему выбранное направление, готов ли он работать по данной специальности. Ведь колледже он уже будет получать рабочую специальность.
ВАЖНО! Даже по окончанию колледжа/техникума подросток может продолжить своё обучение, поступив в университет. Некоторые учреждения сотрудничают с ВУЗами, и после их окончания легче поступить в университет.
Сейчас предлагаю перейти к основным ошибкам, которые делают подростки и родители при выборе профессии:
1. Выбирая профессию, подросток не имеет о ней достоверной информации
Благодаря телевиденью дети довольно часто имеют нереалистичные представления о выбранных профессиях. У каждой профессии есть подводные камни, о которых необходимо знать.
2. Подросток ориентируется только на такие признаки, как престижность и/или доходность
Важно помнить, что на работе человек проводит в среднем в неделю 1/4 часть своего времени, и если она ему не будет нравится, это приведёт к возникновению трудностей, дискомфорту и ухудшению эмоционального, физического состояния. Нет смысла тратить время, деньги и силы на то, чем не будешь заниматься в будущем.
Чтобы получать высокую заработную плату, в первую очередь нужно любить свою работу и быть замотивированным. Невозможно быть лучшим в том, что вызывает отторжение и не вызывает интерес. Рано или поздно человек перегорит.
3. Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом
Подростку могут нравится какие-либо предметы, но они не являются отражением его будущей деятельности. Ориентироваться на предметы стоит как на общие интересы ребёнка, которые могут подсказать, какое направление ему стоит выбрать. Например, если ребёнку нравится математика, физика, информатика — это техническое направление, литература, русский язык — гуманитарное направление.
Стоит обращать внимание на сильные стороны ребёнка и уже от них отталкиваться, куда он может пойти учиться. При выборе профессии стоит обращать внимание на качества, которыми должен обладать специалист.
4. Выбирать профессию исходя из мнения родителей
Прислушиваться к мнению родителей — это, конечно, хорошо, но и своя голова должна быть на плечах. В первую очередь именно подросток долен понять, что ему нравится и кем он хочет быть в будущем. Всегда можно обратится за помощью к друзьям или родителям, но за ребёнка никто и ничего выбирать не должен. Это личный выбор, ведь не родителям потом работать "врачом", "юристом" или "экономистом".
Даже если у подростка вся семья медиков или инженеров — это ещё не значит, что он обязательно пойдёт по стопам родителей. Кто знает, возможно его привлекают другие профессии, и вместо того, чтобы настаивать на своём, лучше помочь ребёнку определиться.
5. Выбирать профессию «за компанию»
Идти учиться в колледж или университет за компанию с друзьями не лучший вариант. В первую очередь подросток должен ориентироваться на свои интересы, а общаться с друзьями можно и за пределами учебного заведения. Бывают, конечно же, исключения, когда интересы друзей совпадают и они вместе поступают в колледж или университет.
6. Игнорировать собственные способности и интересы
Яркий пример этому, когда человек собирается поступать в военное училище, но при этом не имеет соответствующих физических данных. Само собой есть исключения, тот же Суворов в детстве довольно много болел, и его родные вряд ли могли представить его великое будущее, но вспомните, сколько прошло времени и сколько было потрачено сил, чтобы добиться тех результатов, которых он достиг. То есть важно реально оценивать свои возможности и отталкиваться от них при поступлении в учебное заведение.
Есть профессии, которые требуют дополнительной подготовки, и, если ваш ребёнок выбрал таковую, стоит предупредить его об этом.
7. Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии
Советы советами, но выбор всегда остаётся за ребёнком. Со стороны люди могут сказать много чего, но важно уметь критически оценивать всё сказанное, анализировать и делать выводы. То есть фильтровать полученную информацию и понимать.
Существуют и другие ошибки при выборе будущей профессии, например, выбор ближайшего к дому учебного заведения, но во всех случаях важно помнить одно — последнее слово должно быть за ребёнком. На вас, как на родителя возлагается ответственность познакомить ребёнка с миром профессий, чтобы он выбрал подходящую или создал что-то своё, но реальное. А после этого остаётся только поддержать его.