Кажется, никто уже не сомневается в целесообразности введения маркировки промышленных и продовольственных товаров, в том числе молока. Большинство производителей поддерживает инициативу по маркировке молочной продукции. Потребитель от этой процедуры только выиграет. Считав код на упаковке, он будет обладать полной информацией о происхождении товара и его движении по торговой цепочке. Проникновению фальсификата на рынок таким образом будет поставлен заслон, но какой будет цена нововведений? Насколько может подняться стоимость одного из самых необходимых товаров, и какие меры помогут стабилизировать цены на молоко?
Повышение цены на сырое молоко параллельно с введением ряда государственных инициатив, которые требуют крупных финансовых вложений от предприятий, существенно скажется на себестоимости готовой молочной продукции. Это введение новых экологических требований, обязательная цифровая маркировка Минпромторга, изменения законодательства по санитарно-защитным зонам предприятий, изменения в ТР ТС 021 в части нормирования порядка сотни антибиотиков и т.д.
На внедрение в 2019 году системы прослеживаемости ГИС «Меркурий» Россельхознадзора предприятиями были потрачены значительные финансовые средства. В настоящее время система дорабатывается путем создания дополнительных модулей контроля белково-жирового баланса и контроля лекарственных средств, применяемых в хозяйствах, что также потребует от предприятий дополнительных вложений финансов на их внедрение и дальнейшее освоение.
Особую озабоченность вызывают и оппоненты, ратующие за введение системы обязательной цифровой маркировки любой ценой, постоянно создаются и распространяются дискредитирующие молочную отрасль заявления и недостоверная информация. В связи с этим риск дальнейшего снижения спроса на готовую молочную продукцию достаточно велик.
Запускается целый цепной механизм: дорогое сырье – дорогая продукция, которая не продается – накопление остатков на складах предприятий – ограничение закупки сырого молока – переизбыток сырого молока – дальнейшее понижение стоимости сырого молока – недовольство производителей молока, которым нечем оплачивать кредитные средства и нет возможности исполнять обязательства по полученным ранее субсидиям.
Существенные усилия, которые сегодня государство прилагает для развития животноводства нашей страны, могут быть абсолютно напрасными.
Все это происходит на фоне сложившейся сложной обстановки «ковидных» ограничений, девальвации российской валюты и других негативных для предприятий факторов, снижения покупательной способности населения и значительное повышение отпускных цен на сырое молоко, что также напрямую отразится на себестоимости готовой молочной продукции. В итоге в торговых залах мы увидим подорожавшую готовую молочную продукцию и покупателя, который будет просто не в состоянии ее приобрести в тех же объемах, как было ранее.
В Резолюцию Всероссийской научно-практической конференции «Качество инновационных и традиционных молочных продуктов – залог доверия потребителей» 2018 года было внесено мнение участников о том, что вопрос отнесения предприятий молочной отрасли к объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам 1-й категории, является избыточным административным барьером и требует обязательного пересмотра.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 года № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» определено, что в случае подключения предприятий к центральным очистным сооружениям, они автоматически переходят на класс ниже (во II категорию), что значительно уменьшает неблагоприятные финансовые риски.
По нашему мнению, необходима государственная политика, направленная на всестороннее стимулирование технического и технологического развития молокоперерабатывающей отрасли, нуждающейся в конкретной поддержке, постоянное стимулирование спроса населения на качественную молочную продукцию и повышение уровня её потребления, в том числе посредством финансирования мероприятий по популяризации молочной продукции в СМИ, устранение излишних административных барьеров, а также воздерживаться от создания новых.
В связи с вышеизложенным, Южный молочный союз подготовил и направил в органы власти свои предложения:
– приостановить на срок введенных ограничений и устранения негативных последствий от их введения (на ближайшие 2-3 года) все государственные инициативы, требующие значительных финансовых затрат от молокоперерабатывающих предприятий и разработать эффективные механизмы их последующей полной компенсации государством;
– поддержать предложения, указанные в Рекомендациях круглого стола заседания Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Российской Федерации от 17 февраля 2021 года на тему: «О совершенствовании законодательства Российской Федерации в области защиты молочной продукции от фальсификата на примере работы системы ГИС «Меркурий» и ее интеграция с планируемым введением обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции. Результаты промежуточного эксперимента»;
– вернуться к рассмотрению предложения Южного молочного союза о внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 г. №792-р в части исключения молочной продукции из пункта 11 перечня товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке средствами идентификации, с учетом ещё нереализованной возможности доработки системы ГИС «Меркурий», высказанном в официальном обращении Южного молочного союза и направленном Председателю Правительства Российской Федерации.
Южный молочный союз
Южный молочный союз – некоммерческая организация, в состав которой входят юридические лица, фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, основными видами деятельности которых являются производство, переработка и реализация молока и молочной продукции в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах. В настоящее время членами Южного молочного союза являются 15 молокоперерабатывающих предприятий.
Южный молочный союз участвует в решении общих вопросов отрасли, организовывает подготовку и повышение квалификации кадров, оказывает помощь методического и консультативного характера в вопросах организации производства и переработки молочной продукции, проводит конференции, совещания, семинары, организовывает выставки и другие мероприятия, способствующие обмену информацией.