Безглазая Columbia
Перед тем как в середине пятидесятых Columbia наконец удумали крайне запоминающийся логотип с глазом на ножках их этикетки во многом безлико продолжали устоявшиеся традиции оформления. Для эстрадно-джазовой серии использовались этикетки бордового цвета, промо-копии же встречаются крайне редко и были предсказуемо белого цвета.
Незадолго до появления LP Columbia уже придумали особенное оформление для рекламных шеллачных пластинок - из прилагавшейся картинки было очевидно для кого предназначались специальные копии пластинок.
О шести глазах
С десять лет назад когда я впервые столкнулся с джазовыми пластинками уверенной гарантией качества прямиком из пятидесятых оказывалась этикетка лейбла Columbia с шестью глазами на ножках, так называемая 'шестиглазка'. Альбомы с подобным пятаком выходили в период 56-62 годов, в начале шестидесятых в верхней части этикетки прибавились три буквы - CBS.
Стоит отметить, что эстрадно-джазовое отделение лейбла со знаменитыми красно-черными этикетками было лишь некоторой частью всего выпускаемого лейблом материала - за классическую музыку, саундтреки, записи мюзиклов и пластинки с различного рода декламациями отвечало отделение Columbia Masterworks, правда устроенное в схожем дизайне, однако другой цветовой схеме.
Три варианта обозначения промо-изданий
За этот примерно шестилетний период не предназначенные для продажи пластинки отмечали тремя различными способами. С 1956 по 1959 год Columbia могла похвастаться что называется white-label promo, пусть и с эффектными красными вкраплениями.
Стерео же появилось лишь к 1958 году, поэтому в течение пары лет двухканальные промо-издания были отмечены подобным ч/б решением.
Нельзя не напомнить, что 1959-й для джаза особенный - именно в том году вышли революционные The Shape Of Jazz To Come Орнетта Коулмена и Kind Of Blue Майлза Дэвиса, последнюю из которых при большом желании можно найти как раз с подобными белыми этикетками. Среди других легендарных записей с такими пятаками Time Out квартета Дейва Брубека и Ah Um Чарльза Мингуса.
В начале шестидесятых, пусть и ненадолго, белые промо-издания исчезли и их место заняли два равноценных варианта. В одном случае на обычные красно-черные этикетки наклеивали стикер 'For Demonstration Use Only', в другом ставили печать с надписью 'Demonstration Record'.
Как можно догадаться в некоторых случаях клей за долгие годы рассыхался и шестиглазки оставались без специальных стикеров - по всей видимости на этот случай были предусмотрены крупные красные печати на обратной стороне конверта.
Согласно моему опыту одни и те же альбомы можно встретить как с печатью, так и наклейкой, что говорит о равноценности подобных изданий.
Судя по серебристой наклейке 'A New Star On Columbia Records' в начале шестидесятых Columbia вели активный поиск новых имен - подписан был мультиинструменталист Пол Хорн, вокальную пластинку записал гитарист Кенни Баррелл, в модерн-джазовой манере выступил кларнетист Пи Ви Расселл, не обошлось и без певиц, к примеру, укутанной мощнейшими аранжировками яркой Тери Торнтон. Среди находок лейбла оказался и Боб Дилан, нынче очевидно не требующий особого представления.
Пластинки с такой наклейкой крайне часто встречаются именно в промо-исполнении (штамп или стикер).
Еще несколько шестиглазых вариантов промо-этикеток можно раскопать у Columbia Masterworks - особенной кажется вариация с золотым пятаком.
Среди коллекционерских забав и непривычно желтая Columbia - впрочем, подобная пластинка не предназначалась для радио, а просто представляла из себя рекламу предстоящих релизов лейбла.
Когда глаз резко поубавилось
В 1963 Columbia перешли к новому оформлению этикеток, так называемым 'двухглазкам' (2-eye). Издания 63-65 годов можно узнать по надписям 'Guaranteed High Fidelity' (моно) и '360 Sound Stereo' черными буквами (стерео) в нижней части пятака.
Первое время, по всей видимости в течение 1962-1963 годов, промо-копии двухглазок издавались со знакомым штампом или встречавшимся ранее белым стикером.
Начиная с 1963 года с промо-копиями все стало гораздо стабильней - в подавляющем большинстве случаев выпускались они в моно, белой двухглазой этикеткой и надписью 'Radio Station Copy - Not For Resale'.
Новой отличительной особенностью рекламных пластинок для радио стала характерная наклейка со списком и длительностью представленных на альбоме композиций - ее при должном желании конечно же можно бесследно отклеить.
Случались и занятные курьезы. Двойной альбом Майлза Дэвиса At Fillmore, выпущенный в семидесятом году с традиционным пятаком Columbia семидесятых в своей промо-копии выглядел на год помоложе.
Еще веселей получилось с пластинкой Барбры Стрейзанд Color Me Barbra, доступной публике начиная с 1966 года. Columbia пошли на редкий для себя эксперимент с цветным винилом и в неком соответствии с названием выдали свежий красно-белый вариант.
В семидесятых же ситуация с промо-копиями окончательно устаканилась - уже привычная белая полоска перестала занимать половину обложки, на обратной стороне добавилось золотистое тиснение с соответствующим текстом, а новый вариант шестиглазки получил уверенный белый пятак.
Природа звука
Как и во многих других случаях я искренне предлагаю отвлечь внутреннего аудиофила и заняться чистым фетишизмом - мне порой не удается в слепом тесте отличить двухглазое переиздание от шестиглазого оригинала, что уж там промо-копии с в некоторых случаях альтернативными матрицами.
Как часто?
По всей видимости о частоте появления промо-копий можно судить по конкретным альбомам - к примеру четыре из пяти пластинок New Voice In Town нескучной, но малоизвестной и судя по всему малоуспешной певицы Мардж Додсон, что попадались мне в руки были промо-копиями. Учитывая вышесказанное, можно смело предположить, что рекламный тираж относительно коммерческого был довольно высок.
Ну и напоследок глазастый сувенир.