Найти тему
Большие идеи

Как сохранить работу в кризис

Во время экономической нестабильности мы почти привыкаем к новостям о сокращении персонала и остановке найма и перестаем обращать на них внимание. Но когда в новости попадает ваша компания, становится не до шуток. Что же сделать, чтобы карьера не застопорилась и вы не пали жертвой сокращений?

Действуйте как победители

Хотите избежать дамоклова меча сокращений во время рецессии — действуйте так, словно он над вами не висит. Чтобы составить план по выживанию в условиях сокращений, требуется реализм, близкий к пессимизму, но чтобы придерживаться этого плана, нужно, напротив, стать оптимистом.

Чтобы выжить, надо смотреть далеко вперед. Беседы с бывшими узниками концлагерей показывают: сражаясь со смертью, люди представляли себе жизнь после освобождения. Но фокусироваться на отдаленном будущем полезно и при повседневных неудачах. На работе лучший способ сосредоточиться на будущем — проявить заботу о заказчиках, вас будет труднее сократить, если клиенты считают вас незаменимым.

Универсальность тоже повышает шансы на выживание. Если вы еще не вышли за пределы одной должности, подумайте, что можете сделать для фирмы, применив свои навыки, о которых начальство пока не подозревает. Сокращение обычно затрагивает все уровни организации, а это значит, что везде могут образоваться лакуны.

Наконец, если хотите сохранить работу, будьте готовы усмирить свое эго.

Поддержите руководителей

Важно понимать, что нестабильные времена — испытание и для лидеров. Им вовсе не хочется увольнять людей: большинство называет эту обязанность мучительной. Безусловно, в такой период не стоит просить о повышении или спорить о названии должности. Лучше постарайтесь помочь руководству отстоять ваш отдел. Если босс работает над планом реструктуризации и просит предлагать идеи, придумайте несколько реалистичных решений.

Может показаться, что сочувствие начальнику, который готов выгнать вас с работы, сродни марксистскому ложному сознанию — искажению реального положения дел, которое лишает людей веры в себя. Тем не менее, способность к эмпатии укажет на вашу зрелость — качество, которое высоко ценится в компаниях не в последнюю очередь потому, что понимающее поведение заразительно.

Покажите преданность компании

Помните замечание Вуди Аллена о том, что 80% успеха зависит от умения быть на виду? В кризис этот совет особенно ценен. Начните ходить на все необязательные и неофициальные встречи, которые всегда пропускали. В трудные времена руководству нужны сотрудники, которые готовы во всем принимать участие. Результаты не так важны.

Конечно, вы можете решить, что менять поведение или привычки — значит наступать на горло собственной песне и пора просто сменить работу. Какой бы политики ни придерживалась организация, ей выгодно, чтобы люди увольнялись сами. Если уйдете мирно, босс и его коллеги наверняка сделают все, что от них зависит, чтобы вы встали на ноги.

Во время экономического спада многое выходит из-под контроля, но если направить энергию на разработку стратегии, появится гораздо больше возможностей пережить бурю. Чтобы пройти трудный период с честью, придется задействовать все таланты — но позитивное отношение к происходящему, готовность помочь руководству и преданность компании существенно повысят ваши шансы сохранить работу.

Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Джанет Бэнкс и Дайан Кутю HBR Россия «Как сохранить работу в кризис». Другие материалы об управлении изменениями вы всегда можете найти в разделе «Бизнес и общество» на сайте hbr-russia.ru .

Подпишитесь на наш канал