Найти тему
Андрей Говендяев

Тюркский мир. Великий Туран.

Людям свойственно объединяться. Признаки объединенья бывают разными. Государства, созданные людьми, также объединяются, в том числе и в союзы. Например, в НАТО, в ЕС. Степень объединения разная. В том же ЕС одна степень объединения. А англоязычные страны объединены в «Пять глаз».

Одним из критериев объединения является родство наций и языков. Так в мире есть 5 германоговорящих стран, которые могут создать свой союз. Есть славяне. Есть объединения по только по языку, например португалоязычные страны, но народы там имею разное происхождение.

В настоящее время в мире известны три объединения с критерием родство наций и языков. Это Лига арабских стран, объединяющая арабские государства, Всемирный конгресс финно-угорских народов — «форум представительства финно-угорских и самодийских народов, который не зависит от правительств и политических партий, Совет сотрудничества тюркоязычных государств.

В чём разница между ними? Лига арабских стран, по идее, должна вырабатывать общий взгляд на внешние раздражители. Но по факту, редко получается единодушие. В идеале все арабские страны должны стать одним большим государство, управляемым с одного центра. Был момент, когда Египет и Сирия в 1958 -1962 объединились в одно государство – ОАР. В 1963 году были предприняты шаги к возрождению Союзного государства в составе Египта, Сирии и Ирака, однако из-за разногласий относительно государственного устройства эти планы не были реализованы. Объединённая Арабская Республика формально продолжала существовать до 1971 года, когда было объявлено об образовании Федерации Арабских Республик — конфедерации Египта, Ливии и Сирии. В настоящее время члены Лиги ведут между собой несколько войн – в Ливии, Сирии, Ираке, Йемене. Только очень большая угроза, которой пока не видно, возможно позволит выработать общую позицию. В настоящее время в состав Лиги входит 21 государство: Египет, Ирак, Иордания, Сирия, Ливан, Йемен, Саудовская Аравия, Ливия (вступила в 1953г.), Судан (1956), Тунис (1958), Марокко (1958), Кувейт (1961), Алжир (1962), Катар (1971), Бахрейн (1971), Оман (1971), ОАЭ (1971), Мавритания (1973), Сомали (1974), Джибути (1977), Коморские острова (1993). Три последние не являются арабскими. Кроме того, с 1976г. членом Лиги является Организация освобождения Палестины. Официально существует арабский язык, но за столетия он распался на несколько диалектов, носители которых могут и не понять друг друга.

Всемирный конгресс финно-угорских народов – объединение не политическое. Сюда входит и антироссийская Эстония, и относительно партнёрские Венгрия и Финляндия, Россия. Необходимо отметить, сто призывали на княжение Рюрика два славянских племени и два финно-угорских. Численность финно-угорских народов России больше численности Эстонии. По разным причинам в Всемирный конгресс не входят некоторые страны, где финно-горские народы живут издревна, то есть не США и Канада. Так численность венгров в Румынии больше населения Эстонии.

В Совет сотрудничества тюркоязычных государств входят Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан. Государство-наблюдатель – Венгрия, в венграх есть половецкая кровь. Возможный участник Совет – Туркменистан. Возможный будущий наблюдатель – Украина (тюркоязычных около 400 тыс. чел. или около 1%). Почему некоторые страны, имеющие значительную часть своего населения тюркоязычных граждан (не иммигрантов) не имеют представительства хотя бы как наблюдатели? Например, Россия с 11 миллионов граждан тюркской группы. А это больше, чем численность Азербайджана и Киргизии, и примерно равна численности граждан тюркской группы Казахстана.

Нет никаких возражений если люди, говорящие на тюркских языках, имели возможность встречаться, обмениваться опытом, рассказывать о своих успехах. Но почему часть из них исключена из этого? Это не только тюркские народы Россия. Уйгуры в Китае, узбеки Таджикистана (12% населения), узбеки и туркмены Афганистана, азербайджанцы и туркмены Ирана, азербайджанцы Грузии, турки Греции и Болгарии, другие тюркские народы не имеют возможности принять участие в совете.

Может быть это связанно с тем, что кто-то хочет преобразовать Тюркский совет в Великий Туран? И поэтому исключает из своего состав/не включает в свой состав страны против которых будет направлен?

Может преобразоваться Совет сотрудничества тюркоязычных государств в Великий Туран?

Чем жизнь не шутит. Для этого Анкаре и теми кто стоит за ним нужно сломать сопротивление среди стран-участниц Совет.

Необходимо напомнить, что тюркские языки делятся на несколько групп. Это булгарская, в неё входят чуваши, кыпчакская – языки Казахстана и народов России (татары, башкиры, кумыки, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, крымскотатарский и другие), карлукская – узбекский и уйгурский языки, огузская – азербайджанский, турецкий, огузский языки, алтайские (так называют некоторые учёные группу языков алтайской семьи не включённые в ранее перечисленные) – киргизский, тувинский, алтайские, якутский и другие.

Как мы видим, народы тюркской группы разные и не всегда понимают друг друга. У них разные цели и задачи, чтобы объединиться под одним начало. А это подразумевает образование Великого Турана. Некоторым тюркоязычным народам Великий Туран – бара-бир.

Хотя Азербайджан стали не редко называть вассалом Турции, в нём имеется значительная доля граждан как азербайджанцев, так лезгин и талышей, которым Великий Туран не нужен.

В Средней Азии к главным противникам Великого Турана является Узбекистан. Несмотря на то, что узбекский язык – тюркский язык карлукской группы, в узбеках заметна иранская составляющая. В настоящее время возникли условия, которые позволят Ташкенту превратить свою страну сильного регионального лидера. Делиться с Анкарой он не будет.

В Киргизии помнят свои корни и добро. Даже после развала СССР русский язык остался в Киргизии. Ради правды надо сказать, что отток русскоязычного населения был. Но русский язык никуда не делся. Около 80% граждан Киргизии против изменения положения русского языка. И что они пойдут в Великий Туран, одной из основных целей которого является борьба с Россией?

Туркмения вообще ни в какие организации входить не хочет. Но есть два фактора, которые её втянут в неприятности. Первый, часть туркмен проживает в пограничных районах Иран и Афганистана. И если иранской стороне нужен мир на границе, то боевые столкновения на афгано-туркменской границе не такая уж редкость. Второе, политика Ашхабада подразумевает только туркменский язык. Поэтому закрываются казахские и узбекские школы, что создаёт напряжённость, которую могут разжечь до состояния войны.

Политика Нур-Султана идёт в направление развала государства. Почему? Не знаю. Но со стороны это хорошо видно. Провокации Ебалсы и его последователей ни к чему хорошему не приведут. Тут к бабке не ходи, Анкара попытается использовать «ошибки» Нур-Султана в свою пользу. Москва не имеет внятной политики, а Ташкент и Пекин умеют ждать.

Попытка переделать Совет сотрудничества тюркоязычных государств переделать в Великий Туран приведёт к гибели этого совета. Особенно попытка подключить Украину и не включать Россию, в которой подавляющее большинство тюркоязычных граждан являются настоящими патриотами своей страны и не дадут её в обиду.