В 1967 году фотожурналисту Чжан Ясиню (Zhang Yaxin), работавшему в государством агентстве Синьхуа, поручили секретный правительственный проект во главе которого стояли лично председатель ЦК компартии Китая Мао Цзэдун и его жена Цзян Цин. Чжан Ясиню предстояло стать официальным фотографом новой программы искусства КНР.
За год до этого в стране началась "культурная революция", основной целью которой было уничтожение влияния пережитков капиталистической и традиционной китайской культуры. Великий кормчий начал с запрета на все формы "буржуазного" и "феодального" искусства - просмотр западных фильмов или исполнение традиционной китайской оперы грозили тюремным заключением и даже смертной казнью. Чтобы заполнить образовавшуюся пустоту и поддержать распространение коммунистических идеалов, актриса и четвертая жена Мао, Цзян Цин, и ее помощники разработали целый ряд "пролетарских" пьес. На первом этапе их было всего восемь - шесть опер и два балета. Постановки, названные "Революционными образцовыми спектаклями", стали единственным политически приемлемым проявлением искусства для целого поколения китайцев.
Фотографии из образцовых спектаклей, сделанные Чжан Ясинем, стали одними из самых знаковых в современной китайской истории. Они определили стиль, который на протяжении многих лет доминировал в КНР и продолжает оказывать своё влияние до сих пор. Эти изображения "пронизаны социалистическим пылом", наполнены сурового вида военными и готовыми к героическим поступкам крестьянами. Сильно стилизованные изображения напоминают о богатом театральном прошлом Китая, а толстый слой грима на лицах актеров, их твердые позы, взмахи рук, сжатые кулаки, пронзительные взгляды из-под суровых нарисованных бровей и изящные элегантные прыжки безошибочно передают наследие традиционной пекинской оперы.
Автор - Олег Энгель