Найти тему
Истории Алексея Боярского

"Абрамзон делал!": профессия фотографа исчезает?

Оглавление

Автор: Антон Петровский

В одной из командировок на Кавказе я познакомился со стариком. Тот пригласил себе домой. На стене висело его черно-белое фото в молодости. "Видишь портрет? - кивнул он. - Абрамзон делал!". Он имел ввиду какого-то фотографа. Видимо, более полувека назад широко известного, возможно, модного в этой местности. И звучало прям как имя хирурга, стоматолога, юриста. Сам Абрамзон! Мол не какой-то там Пупкин, а Абрамзон, лично.

Черно-белая магия

Любой фотограф были уважаемым человеком. Однозначно, не бедным. Фотодело казалось какой-то магией. Один из старых фотографов, заставших ещё довоенный период, вспоминал забавные истории. Он тогда был учеником у мастера в фотоателье где-то в глубинке. Мастер к аппарату никого не подпускал - снимал клиентов исключительно сам. Даже когда напивался и работать не мог, преде чем завалиться спать, запирал аппаратуру в кладовке. А ученикам тоже выпить хочется. Брали вентилятор, ставили на место аппарата. Прилаживали к нему трубу какую-нибудь, накрывали тряпкой. Когда приходил клиент, сажали напротив. Строгим голосом велени не шевелиться, не моргать, смотреть в трубу. Делали движение со щелчком - крутили лопасть вентилятора. Щёлк, снято. И это прокатывало! Довольный клиент осталял деньги, а потом через два дня приходил получить карточку. Мастер, понятно, ничего не помнил, но списывал на похмелье. Не найдя следов съемки, в очередной раз зарекшить завязать с водкой, просто "переснимал".

Позже фотография стала массовой. Фотоаппараты появились в свободной продаже для любителей. Однако, людей умеющих более-менее качественно не только нажать на кнопочку, но и довести процесс до получения фотокарточки, было немного. И профессиональные фотографы оставались людьми весьма состоятельными. Причем, речь тут идет исключительно о ремесленниках - способных без особых изысков сделать фото на документы.

По воспоминаниям экономиста, проработавшего в системе советских служб быта, из всех направлений самыми убыточными были пункты проката, а самыми прибыльными - фотоателье. Помимо дохода государству, они давали помимо зарплаты и заметный левый приработок своим сотрудникам.

До массового распространения копировальных аппаратов, в СССР многое делали фотографы - от кустарных календариков до открыток.

Мыльницы

Первым ушло из фотоателье художественное фото. Когда-то портреты заказывали тому же Абрамзону. Готовились, наряжались. Приходили на фотосессию. А потом получали драгоценную карточку под рамку.

Всё это вполне бодро просуществоало до начала 1990-х годов, когда появились так называемые фотоаппараты-мыльницы. Элементарное управление одной кнопкой при автоматическом или свободном фокусе сделало фотографом каждого.

Одновременно с ними пришли и автоматы, печатающие цветные снимки. Никакого больше красного света в темной лаборатории: машина клепала с пленки цветные карточки с бешенной скоростью.

Ставшие уже частными фотоателье на художественной съемке зараьатывать практически перестали - разве что принимали и печатали карточки с чужих пленок.

Фото на документы, как ни странно, существует по сей день. Но вы видели эти киоски - никакого сравнения с былым величием и былыми доходами.

Онлайн

Но помимо бытовки (от фотоателье до съемок в загсах и детсадах) существует гигантская отрасль профессильнальной коммерческой фотографии под нужды разных отраслей. Иллюстрация каталогов, буклетов. Глянцевых журналов, в конце концов. Там хорошо платят. Точнее, платили.

Процесс шёл с двух сторон. Во-первых, постепенно исчезла бумага. Переместившиеся в онлайн журналы и прочие медиа уже не так обращают внимание на качество картинки - огрехи, которые не прощала полирафия, на экранах не видны. Во-вторых, иллюстрации стали настолько дешевы, их стало так много (раньше была одна полоса, а теперь запихни хоть целую галерею), что и требование к сюжету самой картинки тоже снизились. В целом, ценность медийного продукта сильно снизилась. Упор идёт на вал, а не качество. Это касается даже текста, не говоря уже о фото.

Случаев, когда заказывают фото профессиональному фотографу, всё меньше и меньше. Зачем, когда можно просто щёлкнуть с айфоном, и это прокатит?

Естественный финал

Лет сто назад, умение водить автомобиль считалось чем-то сверхестественным. А по мере автомобилизации мира, облегчению управления, даже исчезли профессиональные категории водительских прав. Потому и в такси платят теперь гроши - труд неквалифицированный. Что-то похожее произошло и с фотосъемкой. Но профессионалы, у которых вождение автомобиля возведено в ранг искусства, никуда не делись.

Гонщики, дальнобойщики, люди, способные вести машину сутки по пересеченной местности - это профессиональный уровень, за который платят.

Фотографы профессионалы, способные сделать действительно интересную сюжетную фотографию или просто безумно красивую, всё равно нужны.

Естественно развитие, как в любой сфере, и не больше.

Читать ещё: История с порно