Найти тему
Кирилл Вишнепольский

Вещи из могил последних Рюриковичей: уникальное наследие СССР

Четыре с лишним века назад эти предметы поместили в каменные саркофаги и накрыли крышкой — навсегда, навеки. Но я скажу вам, где их можно увидеть прямо сегодня.

Стеклянных предметов XVI века такой изящности и сохранности я ещё не встречал. Тонкий, без единой трещинки сосуд изготовлен, вероятно, в мастерской при дворе императора Священной Римской империи Рудольфа II. И он 379 лет простоял в могиле Ивана Грозного — прямо у черепа царя.

Сосуд ритуальный, Богемия, Прага, XVI в. Стекло, формовка, роспись цветными эмалями, золочение. Высота 15,5 см. © Музеи Московского Кремля
Сосуд ритуальный, Богемия, Прага, XVI в. Стекло, формовка, роспись цветными эмалями, золочение. Высота 15,5 см. © Музеи Московского Кремля

Был ли это любимый предмет Иоанна Васильевича? Или это чаша Грааля, легендарное орудие Страстей Христовых, доставшееся Ивану от византийских властителей через его бабушку Софью Палеолог (шучу-шучу)? Учёные думают, что в кубке был елей, которым соборовали царя. Но к моменту вскрытия саркофага сосуд содержал только воду «с ничтожными следами соединений кальция, магния, ртути и меди» — это цитата из протоколов эксгумации.

Копаться в могилах недавних (ну, относительно) лидеров нации? Забирать оттуда всё ценное? Не то, чтобы общепринятая в мире практика. Но в СССР не испытывали пиетета перед священными гробами. Когда в 1963 году началась реконструкция восточной стены Архангельского собора в Кремле — «реконструировали» и три саркофага из придела Иоанна Предтечи: Ивана IV (1530-1584), его сыновей Фёдора (1551-1598) и Ивана (1554-1581).

Кубок с крышкой, Германия или Нидерланды, XVI в. Стекло, высота 28,0 см. Происходит из захоронения царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана IV Грозного. © Музеи Московского Кремля
Кубок с крышкой, Германия или Нидерланды, XVI в. Стекло, высота 28,0 см. Происходит из захоронения царевича Ивана Ивановича, сына царя Ивана IV Грозного. © Музеи Московского Кремля

Перед смертью Иоанна Васильевича постригли под именем Ионы. Так что 23 апреля 1963 года учёные, подняв плиту саркофага, увидели простую монашескую могилу и только один яркий предмет — тот самый ритуальный сосуд. А под истлевшей схимой лежал скелет мужчины большой физической силы, ростом 178-179 см.

Есть, правда, одно «но»: известковые саркофаги очень гигроскопичны — зимой в них скапливалась вода, обогащенная солями кальция, летом она испарялась. Эти «качели» разрушали всю органику в могилах, особенно костяки захороненных. Поэтому, например, в протоколах вскрытия отмечено, что череп Ивана Грозного сохранился плохо — разрушено его основание и височная область правой стороны.

Видимо, знаменитую реконструкцию внешности царя авторства Михаила Герасимова — можно считать отчасти фантазийной?

Царь Иван Грозный, антропологическая реконструкция. М.М. Герасимов, 1960-е гг. Справа — ритуальный сосуд из захоронения царя в пределе Иоанна Предтечи Архангельского собора. © Музеи Московского Кремля
Царь Иван Грозный, антропологическая реконструкция. М.М. Герасимов, 1960-е гг. Справа — ритуальный сосуд из захоронения царя в пределе Иоанна Предтечи Архангельского собора. © Музеи Московского Кремля

А помните картину «Иван Грозный убивает своего сына»? Даже изучение останков царевича Ивана не помогло доказать, что это не легенда. От головы сына к 1963 году остались одни волосы, на них следов крови не обнаружено. Зато роскошный стеклянный кубок с крышкой, сопровождавший несчастного в последний путь, блестит как новенький (см. выше).

После исследований останки Грозного и его детей были возвращены в саркофаги (кости, пропитанные воском с канифолью, положены в анатомическом порядке под защитный слой песка). А реконструированные одежды, остатки тканей и сосуды из гробниц переданы в музейные фонды.

Волосник (сетка для волос с околышем) царицы Анастасии Романовны, конец XVI в. Мастерские Московского Кремля, нити золотные, атлас, канитель. © Музеи Московского Кремля
Волосник (сетка для волос с околышем) царицы Анастасии Романовны, конец XVI в. Мастерские Московского Кремля, нити золотные, атлас, канитель. © Музеи Московского Кремля

Как и найденный при разрушении некрополя Вознесенского монастыря в Кремле (1929 год) волосник первой жены Грозного — царицы Анастасии Романовны из рода Захарьиных-Юрьевых (1532-1560). Интересный факт: позднее этот род переименовался в Романовых и правил Россией не одно столетие.

А венецианский кубок небесной красоты на фото ниже происходит из захоронения полумифической Марфы Собакиной (1552-1571) — третьей жены Грозного, умершей через 15 дней после свадьбы. В некрополе Вознесенского монастыря было более 80 саркофагов, но они тоже пострадали от воды — восстановить удалось только лицо Марфы. А итальянское стекло с честью выдержало испытание северной могилой.

Вещи, вернувшиеся из небытия, пропитаны тайной — когда стоишь рядом, буквально чувствуешь исходящие от них мистические вибрации. Когда это я стоял с ними рядом? Да в прошлую пятницу.

Слева — реконструкция внешности Марфы Собакиной, 2003 год. Автор — эксперт-криминалист Сергей Никитин. Справа —кубок с крышкой, Венеция, XVI в. Серебро, стекло, роспись эмалями, филигрань, резьба, гравировка, золочение. Высота 26,7 см. © Музеи Московского Кремля
Слева — реконструкция внешности Марфы Собакиной, 2003 год. Автор — эксперт-криминалист Сергей Никитин. Справа —кубок с крышкой, Венеция, XVI в. Серебро, стекло, роспись эмалями, филигрань, резьба, гравировка, золочение. Высота 26,7 см. © Музеи Московского Кремля

Музеи Кремля не держат эти артефакты в постоянной экспозиции (возможно, из-за того, что добыты они спорным с точки зрения этики способом). Но в начале апреля в пространствах Патриаршего дворца и Успенской звонницы в Кремле открылась выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи». От исследуемого времени после разграбления Москвы поляками осталось почти ничего — поэтому устроителям пришлось извлечь из кладовых и показать ВСЕ загробные предметы, которые вы видите в этой публикации.

А также невесомые фрагменты вышивки от истлевшего монашеского одеяния жены царя Василия Шуйского Марии Петровны. И чёрный бархатный покров с гроба Ивана Грозного (адамов череп на нём вышит речным жемчугом). К этим вещам не привлекают внимания, в материалах к выставке их называют расплывчато: «атрибуты погребального и поминального обрядов». Но поверьте мне, они и есть гвоздь экспозиции.

Не пропустите выставку в Кремле (она работает до 25 июля). В следующий раз эти вещи вы сможете увидеть... в таком составе — может быть, и никогда.