Найти тему
История и культура Евразии

Бронетанковые войска Венгрии до, и в период Второй мировой войны

Оглавление

В соответствии с Трианонским договором с Венгрией, ее вооруженные силы ограничивались 35 тысячами человек. Ей также не разрешалось иметь танки и авиацию.

Триано́нский ми́рный догово́р был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией (как одной из стран-правопреемниц Австро-Венгрии). Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля 1921 года - Википедия
Триано́нский ми́рный догово́р был заключён между странами-победительницами в Первой мировой войне и потерпевшей поражение Венгрией (как одной из стран-правопреемниц Австро-Венгрии). Подписан 4 июня 1920 года в Большом Трианонском дворце Версаля. Вступил в силу 26 июля 1921 года - Википедия

Венгры пытались обойти эти ограничения и в начале 20-х годов приобрели немецкие легкие танки LK-2.

Но только в 1928 году пять этих танков смогли официально образовать 1-ю танковую роту.

В 1931 году, венгры приобрели 5 итальянских танков Фиат 3000. Затем английскую танкетку Карден-Лойд, а потом и немецкий легкий танк Т-1.

В августе 1935 года, Венгрия закупила крупную партию итальянских танкеток CV3. Эти танкетки в последующем активно использовались против югославских партизан и на советско-германском фронте.

CV-33 (итал. Carro veloce CV-33; с 1938 года обозначалась как L3/33) — итальянская танкетка периода Второй мировой войны. Лёгкий танк по национальной итальянской классификации. За время серийного производства в 1933—1940 годах по разным данным произведено от 1400 до 2000 единиц. В 1930-е годы поставлялась во многие страны мира. До 1940 года составляла основу бронетанковой техники Королевства Италии. Использовалась в боевых действиях в Абиссинии, Китае, Испании, Франции, на Балканах, в Северной Африке, Восточной Африке, Италии и в СССР - Википедия
CV-33 (итал. Carro veloce CV-33; с 1938 года обозначалась как L3/33) — итальянская танкетка периода Второй мировой войны. Лёгкий танк по национальной итальянской классификации. За время серийного производства в 1933—1940 годах по разным данным произведено от 1400 до 2000 единиц. В 1930-е годы поставлялась во многие страны мира. До 1940 года составляла основу бронетанковой техники Королевства Италии. Использовалась в боевых действиях в Абиссинии, Китае, Испании, Франции, на Балканах, в Северной Африке, Восточной Африке, Италии и в СССР - Википедия

В 1938 году, Венгрия начала выпускать собственные легкие танки Толди в различных модификациях.

Эти танки широко использовались в нападении на Югославию и против СССР. В основном это были проблемные танки из-за частых поломок.

38M «Толди» (венг. 38M Toldi) — венгерский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке - Википедия
38M «Толди» (венг. 38M Toldi) — венгерский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Назван в честь венгерского рыцаря Миклоша Толди, жившего в XIV веке - Википедия

В качестве среднего танка венгры стали выпускать средний танк Туран.

Он был создан на основе чехословацкого танка Т-21, сконструированного в фирме "Шкода".

Серийное производство "Турана" началось в 1942 году, когда было изготовлено 158 штук:

  • При массе 18,2 тонн, он имел экипаж из 5 человек, был вооружен 40 мм пушкой, и двумя 8 мм пулеметами. Боекомплект - 101 снаряд и 3 000 патронов.

С 1943 года началось серийное изготовление более тяжелых танков с 75-мм пушкой "Туран-2".

40M «Туран» — венгерский средний танк периода Второй мировой войны. Создан в 1940 году на основе чехословацкого танка T-21, разработанного фирмой «Шкода». «Туран» выпускался серийно с апреля 1942 по 1944 год; всего, по разным данным, было выпущено от 424 до 459  танков, не считая прототипов. «Туран» стал наиболее многочисленным венгерским танком Второй мировой войны и составлял основу венгерских танковых дивизий во второй половине войны, активно используясь в боях 1944—1945 годов - Википедия
40M «Туран» — венгерский средний танк периода Второй мировой войны. Создан в 1940 году на основе чехословацкого танка T-21, разработанного фирмой «Шкода». «Туран» выпускался серийно с апреля 1942 по 1944 год; всего, по разным данным, было выпущено от 424 до 459 танков, не считая прототипов. «Туран» стал наиболее многочисленным венгерским танком Второй мировой войны и составлял основу венгерских танковых дивизий во второй половине войны, активно используясь в боях 1944—1945 годов - Википедия

Боевое применение "Туранов" произошло 17 апреля 1944 года, когда они контратаковали наступающие советские войска на Западной Украине:

  • В этом же бою «Тураны» впервые встретились с Т-34-85 и, по венгерским данным, уничтожили два из них огнём 75-мм пушек, заставив остальные отступить. Применение танков на лесистой и гористой местности успеха не принесло, и к 26 апреля венгерские войска остановили дальнейшее продвижение, потеряв в ходе операции 30 танков. Бои показали полную неэффективность 40-мм пушки «Турана I» против Т-34-85, значительно лучше показала себя 75-мм пушка «Турана II». В ходе боёв, с 17 апреля по 13 мая, экипажи «Туранов» 2-й дивизии заявили об уничтожении 27 советских танков, в том числе нескольких Т-34-85 и по меньшей мере одного «Шермана», почти все из которых были подбиты 75-мм пушками - Википедия
40M Turán II с бортовыми экранами в бронетанковом музее в Кубинке
40M Turán II с бортовыми экранами в бронетанковом музее в Кубинке

Кроме того, на вооружении венгерской армии была ЗСУ "Нимрод".

Экипаж ЗСУ составлял 5 человек, вооружение - 40 мм автоматическая пушка.

Что интересно, вначале "Нимроды" использовались как САУ в качестве противотанкового средства. Но показали невысокую эффективность и были переделаны в зенитные самоходные установки (ЗСУ). На этом поприще они показали себя лучше.

Они активно участвовали в боевых действиях в Галиции, на озере Балатон, и в осажденном Будапеште.

40M «Нимрод» (венг. 40M Nimród) — венгерская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны, лёгкая по массе. Названа в честь библейского персонажа. Первоначально задумывалась как противотанковая САУ. Создана в 1937—1939 годах шведской фирмой AB Landsverk на шасси лёгкого танка Landsverk L-60. За время серийного производства в 1941—1944 годах было выпущено 135 единиц. «Нимроды» активно использовались венгерскими войсками в 1942—1945 годах. К роли противотанковых САУ они оказались непригодны, но стали эффективны в качестве ЗСУ - Википедия
40M «Нимрод» (венг. 40M Nimród) — венгерская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны, лёгкая по массе. Названа в честь библейского персонажа. Первоначально задумывалась как противотанковая САУ. Создана в 1937—1939 годах шведской фирмой AB Landsverk на шасси лёгкого танка Landsverk L-60. За время серийного производства в 1941—1944 годах было выпущено 135 единиц. «Нимроды» активно использовались венгерскими войсками в 1942—1945 годах. К роли противотанковых САУ они оказались непригодны, но стали эффективны в качестве ЗСУ - Википедия

Были у венгров и свои штурмовые орудия. Это САУ "Зриньи".

С 1 октября 1943 года "Зриньи" вошли в батальоны штурмовой артиллерии (по 30 штук в каждом).

Против советских танков они себя не проявили и поэтому использовались только для поддержки пехоты.

«Зриньи» (венг. Zrínyi) — венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Создана в 1942—1943 годах на базе танка «Туран», по образцу германских САУ StuG III.
«Зриньи» (венг. Zrínyi) — венгерская самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе. Создана в 1942—1943 годах на базе танка «Туран», по образцу германских САУ StuG III.

Также на вооружении состояли разведывательные бронеавтомобили "Чабо".

"Чабо" выпускался с 1940 по 1944 год. Изготовлено 135 штук. Также выпускался в другой модификации как командирская машина.

"Чабо" активно воевали в Югославии и СССР. В СССР, к декабрю 1941 года из-за невысокой бронированности 40 "Чабо" были уничтожены советскими войсками.

39M «Чабо» (венг. 39M, Csaba) — венгерский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Создан фирмой «Олвис-Штраусслер» в 1938—1939 годах. Назван в честь Чабы, легендарного младшего сына вождя гуннов Аттилы.
39M «Чабо» (венг. 39M, Csaba) — венгерский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Создан фирмой «Олвис-Штраусслер» в 1938—1939 годах. Назван в честь Чабы, легендарного младшего сына вождя гуннов Аттилы.

Статьи из цикла "Венгерские вооружённые силы в период Второй Мировой войны":

Подписывайтесь на канал: здесь пишут об истории и культуре народов Евразии, отделяя зёрна от плевел. Автор статей - не профессиональный историк, стремящийся узнать о причинах происходящего из источников, а не домыслов. А если поставите лайк, то новые материалы канала будут у вас в ленте. Поставив дизлайк вы также сделаете хорошо, так как мои статьи вам показываться не будут.