Найти в Дзене
Точка ART

10 объектов, которые изменят ваше представление о плоскости

Оглавление

Произведения искусства оп-арта надо увидеть собственными глазами… И понять, что ваши глаза вас обманывают. В его возникновении сыграли роль и цветовые эксперименты Сезанна, и геометрические опыты Мондриана, и, конечно, весь абстракционизм. Но самое сильное влияние на оп-арт оказала простая геометрия школы Баухауз и кинетическое искусство.

Научный эксперимент профессора Томпсона, 1889 год

В 1889 году появилась статья об оптических иллюзиях профессора Томпсона, который, используя черно-белые концентрические окружности, создавал впечатление движения на плоскости: колеса на рисунках Томпсона «вращаются», а круги «переливаются». Эксперимент показал, что глаз всегда стремится организовать хаотически разбросанные пятна в простую систему. Томпсон напротив располагал простые однотипные элементы так, чтобы дезориентировать глаз, не допустить становление целостной структуры. Эти первые опыты имели мало отношения к искусству, однако в начале 1960-ых годов произошла «психоделическая революция». Оптические иллюзии быстро стали популярны в массовой культуре, рекламе и дизайне.

«Мечта». Виктор Вазарели, 1966 год

-2

Главной фигурой оп-арта считается французский художник Виктор Вазарели. Он потратил много лет на поиски универсального, эстетически привлекательного и доступного визуального языка, который был бы понятен каждому. В 50-ые Вазарели начал придавать своим образам и реальную пластическую трехмерность, создавая рельефные цветные композиции. Он говорил, что «мир отображает чистая форма и чистый цвет». Хотя основными для оп-арта остаются монохромные композиции, Вазарели часто экспериментировал с цветом, сочетая холодные и теплые оттенки, хорошо знакомые из живописи модернизма.

«Пламя». Бриджет Райли, 1965 год

-3

Бриджет Райли приобретает популярность после выставки современного искусства «Чувствительный глаз» в Нью-Йорке в 1965 году, на которой особое внимание привлекла ее работа «Пламя». Зигзагообразные черные и белые линии создают ощущение кругового движения. Если всмотреться в изображение, начинает казаться, что повторяющийся узор движется взад-вперед. Сужающиеся к центру круги усиливают воздействие картины, добавляя изображению глубины, и в какой-то момент зрителю начинает казаться, что его затягивает в воронку.

«Величие». Ричард Анушкевич, 1970 год

-4

В работах американского художника польского происхождения Ричарда Анушкевича часто встречаются оттенки красного и оранжевого. Анушкевич активно сотрудничал с Виктором Вазарели и Бриджет Райли в 60-70-ые годы.

Благодаря использованию Анушкевичем ярких оттенков и геометрических узоров создается впечатление, что фигуры всплывают с поверхности картины и пульсируют.

«Sotomagie». Хесус Рафаэль Сото, 1967 год

-5

Еще одного видного представителя оп-арта Рафаэля де Сото, жившего и работавшего во Франции в одно время с Вазарелли, интересовали оптические эффекты. В его работах такие эффекты получаются путём наложения одного слоя на другой. Например, два рисунка на органическом стекле с промежутком между ними. Кажется, что они сливаются в новом пространстве. Они неподвижны, но за счет наблюдения этого арт-объекта с различных точек, создается иллюзия движения или трансформации этого объекта. Термин «арт-объект» для работ Сото более уместен, так как он писал картины преимущественно на начальных этапах своего творчества. В дальнейшем в своих произведениях он использовал различные материалы с применением разных цветов и фактур. Он мог склеивать их, подвешивать, выстраивать из них различные объемные композиции. И некоторые из них, хоть и имели формат картины, но, по сути своей, таковыми не являлись.

«Космические путешествия». Энрике Матос, 2003 год.

-6

Работы Энрике Матоса приходятся на более позднее время – начало 21 века. Он развивает идеи основоположников оп-арта и выходит на новый уровень. Энрике использует более сложные образы, которые переливаются в оттенках цветов. Пространство заполняется теплыми тонами и мелкими черными фигурами, а во всем этом появляются хаотичные образы.

«Агамограф солнца и луны». Яаков Агам, 2018

-7

Израильский художник Яаков Агам, один из основоположников кинетического искусства, находится в постоянном поиске новых форм для художественного самовыражения, связывающих искусство и технику, форму и цвет. Он создаёт в стиле оп-арт рельефные веерообразные полотна, позволяющие наблюдателю при изменении своей позиции видеть что-то новое.

Появление оп-арта стало логичным следствием постоянных трансформаций в изобразительном искусстве и необходимым этапом в его развитии. Логичным был и его переход из плоскости в пространство, от статичности к движению, чтобы продолжать развитие уже в современной цифровой среде.