Найти тему
Граф Оманский

Лестница в эдем между Дзержинским и Лениным

Между небом и землей, между двух империй: зависнуть в Кисловодске. Часть 7.

Каскадная лестница
Каскадная лестница

Свое виртуальное путешествие по Кисловодску мы начали с того, что пошли от железнодорожного вокзала направо, на запад, к эпицентру беспечной курортной жизни. Туда, где смех, огни, нарзан и променад. Если же двинуться от привокзальной площади налево, на восток, то придешь к прекраснейшей лестнице Кисловодска, которую стоит увидеть и по которой стоит подняться, раз уж судьба занесла тебя в русский Баден-Баден. Подняться и зависнуть между небом и землей.

Литературно-музыкальный музей "Дача Шаляпина". Здесь Федор Иванович жил в период между двумя революциями -  в июле-сентябре 1917 года
Литературно-музыкальный музей "Дача Шаляпина". Здесь Федор Иванович жил в период между двумя революциями - в июле-сентябре 1917 года

Обитель гномов и миф про Кшесинскую

Улица, которая идет вверх от привокзальной площади, некогда была частью Вокзальной улицы. Сегодня это улица Шаляпина: здесь находится один из самых знаковых объектов города – "Дача Шаляпина". Причудливый особняк в стиле модерн с асимметричными фасадами. Белый камень, каштанового цвета застекленная веранда. Многочисленные коньки и башенки, словно грибы, усеяли бирюзовую крышу. Резной балкон, цветные витражи. Фасад со стороны улицы Семашко интимно прикрыт, будто веером, мохнатыми лапами вековой ели. Все это делает превосходную работу архитектора Ходжаева чем-то похожей на обитель гномов и прочих троллей.

Конечно, Федору Ивановичу Шаляпину дача никогда не принадлежала. Это топонимическая блажь Кисловодска – называть дома по имени их самых знаменитых постояльцев. Другой пример на эту тему – дача Брежнева в Верхнем парке (сегодня – правительственная дача «Сосновый бор»), которая принадлежала, разумеется, не лично дорогому Леониду Ильичу, а государству. И вообще, как говорят, генсек, неоднократно отдыхавший в Кисловодске, на этой горной даче не был ни разу: слишком высоко для старого больного человека.

Или дача Кшесинской на проспекте Ленина – главный неофициальный топонимический обман Кисловодска. Прима Мариинского театра и любимица императора Николая II, действительно, вместе с членами семьи жила в Кисловодске в 1917-1919 годах, но не на вилле инспектора народных училищ Ставропольской губернии Твалчрелидзе на Александровском проспекте (бывшее название проспекта Ленина, еще ранее – Георгиевская улица). Матильда Феликсовна снимала на курорте совсем другие апартаменты, которые располагались на современных улицах Алексея Реброва и Стопани соответственно. Но какой-то ушлый экскурсовод в свое время, видимо, решил повысить градус туристического внимания к впечатляющему особняку в Ребровой балке и запустил в народ байку, которая до сих пор не вытравлена из массового сознания. В 90-е годы XX века эта байка вышла на новый виток своего феерического развития, когда бывшую дачу Твалчрелидзе (в советское время – корпус санаториев «Красный шахтер» и «Горняк») купил новорусский миллиардер Брынцалов.

Интерьеры "Дачи Шаляпина"
Интерьеры "Дачи Шаляпина"

«Здесь хоть есть, что кушать»

Но вернемся к даче Шаляпина. Бас всея Руси начал с успехом гастролировать в Кисловодске еще в XIX веке. Однако в 1917 году в курортный город Федора Ивановича привел не гастрольный график, а стремление переждать революционную смуту в российских столицах. «На всякий случай, может быть, найму здесь что-нибудь в казачьих станицах, то есть, какой-нибудь дом, в случае будет скверно в Москве и в Крыму — переберемся сюда. Здесь хоть есть, что кушать, всего достаточно», - писал он по этому поводу одной из своих дочерей. Наивный гений…

В Кисловодск Шаляпин приехал летом 1917-го со своей второй женой Марией Петцольд и дочерьми Марфой и Мариной. В городе он прожил менее двух месяцев, но этого оказалось достаточно, чтобы за съемной квартирой навсегда закрепилось название «дача Шаляпина». Изначально дача принадлежала супруге купца Ушакова, которая устроила в ней пансион, то есть, сдавала дачу внаем. Впоследствии особняк купил казачий генерал Абрезов. В 1911 году здесь квартировал другой великий музыкант – Сергей Прокофьев.

В августе 1917 года Шаляпин дал концерт в кисловодском Курзале, часть вырученных средств от которого передал на строительство санатория для раненых на фронтах Первой Мировой войны солдат. Публику в тот день, как, впрочем, и всегда, вокальный талант Федора Ивановича привел не в восторг, а в натуральное исступление. Когда певец вернулся к себе на дачу, толпа столпилась под окнами, рукоплеская. И тогда Шаляпин вышел на веранду и дал новый концерт – уже бесплатный. Он продолжался не один час: публика не отпускала своего кумира, несмотря на дождь, а затем – и начавшуюся ночь. Впрочем, есть мнение, что эта история - не более чем красивая легенда.

При Советской власти в этом здании размещались столовая санатория имени Семашко, склад и бухгалтерия. В годы оккупации – немецкий штаб. На излете советского периода, в 80-х годах, здесь был создан литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина». Сегодня его основная функция – концертная, а не музейная: экспозиция, связанная с жизнью Шаляпина и других известных деятелей русской культуры, не слишком велика. А вот интерьеры роскошны. В 2016 году на территории дачи был открыт первый памятник певцу на Северном Кавказе: Федор Иванович, опершись одной рукой на садовую скамью, в другой руке держит своего любимца – французского бульдога Бульку.

Памятник великому артисту на территории "Дачи Шаляпина" изображает Федора Ивановича с Булькой на руках
Памятник великому артисту на территории "Дачи Шаляпина" изображает Федора Ивановича с Булькой на руках
А это памятник Солженицыну напротив "Дачи Шаляпина"
А это памятник Солженицыну напротив "Дачи Шаляпина"

Дома Солженицына – снесенные и уцелевшие

А напротив Федора Ивановича и Бульки, на другой стороне улицы Шаляпина расположен памятник еще одной знаменитости – Александру Солженицыну. Он был установлен в 2018 году в связи со 100-летием со дня рождения Александра Исаевича. Будущий Нобелевский лауреат появился на свет в Кисловодске в доме своего деда по материнской линии. Дом этот находился по соседству с дачей Шаляпина на Пушкинской улице (сегодня – улица Богдана Хмельницкого). В декабре 1918 года младенец Саша был крещен в двух шагах от места своего рождения - в кисловодском храме Пантелеимона Целителя, уничтоженном в 1965 году и восстановленном в постсоветское время. Что касается дома зажиточного крестьянина Захара Щербака, деда Солженицына, то вскоре после революции он был национализирован, а в 1960-х годах, когда Александр Исаевич уже окончательно оформился в диссидента-антисоветчика, - снесен. Почти одновременно с храмом Пантелеимона Целителя. После национализации родового гнезда Таисия Захаровна с сыном переехала на черный этаж находившегося на соседней улице бывшего дома своей сестры Марии Захаровны Гориной. Эта улица тогда называлась Толстовской, позже - Бородинским переулком, а недавно была переименована в улицу Александра Солженицына. Здесь Солженицыны жили в 1920-1924 годах, после чего перебрались в Ростов-на-Дону. А дом Гориной в Кисловодске сохранился. Этот особняк в псевдорусском стиле с резными балконами и арочными проемами в виде кокошников напоминает домик из детского конструктора на тему русских народных сказок. В XXI веке дом Гориной отреставрировали и устроили в нем музей А. И. Солженицына. Логично было бы предположить, что и памятник писателю должен стоять тут же. Но дело в том, что улица Александра Солженицына - менее оживленная и многолюдная, нежели улица Шаляпина. Поэтому памятник поставили на улице Шаляпина. Теперь это первая в городе скульптура, которую видит любой, кто приехал в Кисловодск по железной дороге и вышел на привокзальную площадь.

Автор памятника – не кто иной, как Зураб Церетели. При этом, высота памятника с постаментом – всего пять метров: сущий пустяк для Зураба Константиновича. Хотя, как это обычно бывает с работами Церетели, в данном случае тоже не обошлось без критики и возмущения публики.

Скульптура изображает Солженицына одетым в погребальный саван: это напоминание о том, что Александр Исаевич неоднократно был на грани жизни и смерти. Одновременно саван напоминает монашескую рясу. Религиозный подтекст усиливает отчасти пастырский жест: сведенные перед грудью, но не сомкнутые руки. Именно неестественность этого жеста в трактовке Церетели, странно тонкие и длинные пальцы статуи и вызвали недовольство у местных жителей и приезжих. Постамент памятника декорирован латунными листами, стилизованными под рукописные свитки с цитатами из произведений Солженицына.

Завершая тему памятников на улице Шаляпина, предшествующей ей Вокзальной улице и продолжающей ее улице Герцена, скажу, что с некоторых пор на них расплодились нетипичные для Кисловодска малые архитектурные формы – городские скульптуры, не обремененные идеологической нагрузкой, а иногда – и явными художественными достоинствами. В числе этих скульптур - просящий подаяние нищий под мостом Вздохов (по легенде, это турист, спустивший на водах все свое состояние), влюбленная пара, присевшая на перила у вокзала, девушки с упругой грудью и стройными ногами, превратившие нижнюю часть улицы Герцена в популярную фотозону.

Бывший дом Марии Гориной - тети Солженицына. Сегодня - музей писателя
Бывший дом Марии Гориной - тети Солженицына. Сегодня - музей писателя
Улица Герцена. Скульптура девушки с декоративным мостиком и фонтаном на тротуаре
Улица Герцена. Скульптура девушки с декоративным мостиком и фонтаном на тротуаре
Скульптура незнакомки на противоположной стороне улицы Герцена. Некоторые эксперты считают, что это низкопробная копия памятника "Незнакомка" в Минске
Скульптура незнакомки на противоположной стороне улицы Герцена. Некоторые эксперты считают, что это низкопробная копия памятника "Незнакомка" в Минске
Скульптура человека, просящего подаяние под мостом Вздохов. Кстати, именно с появлением этого памятника название кисловодского моста, совпадающее с названием своего знаменитого венецианского "тезки", обретает некий смысл
Скульптура человека, просящего подаяние под мостом Вздохов. Кстати, именно с появлением этого памятника название кисловодского моста, совпадающее с названием своего знаменитого венецианского "тезки", обретает некий смысл
Памятник Железному Феликсу на пересечении проспекта Дзержинского и улицы Герцена
Памятник Железному Феликсу на пересечении проспекта Дзержинского и улицы Герцена
Каскадная лестница
Каскадная лестница

Каскад цветов, воды, огней

Улица Герцена пересекается с проспектом Дзержинского – длинной, как удав, магистралью, протянувшейся через полгорода. На перекрестке, глядя не на скульптуры легкомысленных соблазнительниц мужчин, а куда-то вдаль, стоит Железный Феликс. Шинель с наглухо застегнутым воротом, сапог твердо опирается на ступень, одна рука – в кармане шинели, в другой – свернутые бумаги. Памятник Дзержинскому был установлен в городе к 40-летнему юбилею Октябрьской революции, одновременно с памятником Ленину напротив Колоннады. В отличие от своего московского собрата с Лубянской площади кисловодский Железный Феликс стоит спокойно: до сих пор на него никто не покушался, намереваясь снести или перенести памятник.

Начальный отрезок проспекта Дзержинского расположен на склоне Крестовой горы. Поднимемся по нему и мы, чтобы увидеть местную чудо-лестницу.

…Асфальтовое полотно дороги в какой-то момент, на повороте с Дзержинского на Володарского, вдруг сменяется лоскутком невесть откуда взявшейся брусчатки. Еще несколько шагов - и вот мы у подножия очередного архитектурного шедевра Кисловодска. С вершины горы по склону, поражая гармоничностью и выверенностью форм, то разделяясь на отдельные «ручьи», то сливаясь в широкие «потоки», низвергается каскад ступеней и лестничных маршей, цветов и воды, а в темное время суток – еще и разноцветных огней. Это Каскадная лестница, один из символов города и наглядный пример того, что и Советы умели строить в нем шедевры. «Могут, когда хотят», - было принято говорить в подобных ситуациях раньше, а зачастую – и сегодня. В списке архитектурных красот курорта я ставлю Каскадную лестницу на третье место после Главных нарзанных ванн и филармонии. Метафора про лестницу в эдем в данном случае напрашивается сама собой, тем более, что Каскадная лестница, действительно, ведет в прекрасный сад под синим небом – в Кисловодский национальный парк.

Лестница была возведена в 1934-1936 годах по проекту архитектора Любови Залесской, одной из основателей советской школы ландшафтной архитектуры. На момент начала строительства Каскадной лестницы Залесской было всего 28 лет.

Лестница насчитывает порядка 170 ступеней. В нижней части лестничные марши с флангов обрамляют каскад фонтанов, чьи чаши «завернуты» в яркую упаковку цветочных клумб. В верхней части к двум боковым лестницам добавляется широкий центральный пролет. Здесь между лестничными маршами струятся капельные водопады. На верхней террасе журчит центральный фонтан. Его огибают две полукруглые лестницы, которые выводят восхищенного визитера на смотровую площадку с двумя крыльями мини-аллей, очерченных балюстрадой и хвойными шеренгами. Венчает все это великолепие «корона» в виде полукруглой колоннады в дорическом стиле. Она была построена еще до революции и появления Каскадной лестницы. И то обстоятельство, что колоннада выглядит абсолютно органичным и неотъемлемым элементом всего архитектурного ансамбля, - лишнее свидетельство мастерства Любови Залесской и ее коллег, работавших над проектом. А еще одной наградой тому, кто поднялся по Каскадной лестнице, будет замечательная панорама солнечного города, которая открывается со смотровой площадки над центральным фонтаном.

Панорама города с верхней точки Каскадной лестницы. На переднем плане - дорическая колоннада, построенная во времена Российской империи, ниже - смотровая площадка над центральным фонтаном
Панорама города с верхней точки Каскадной лестницы. На переднем плане - дорическая колоннада, построенная во времена Российской империи, ниже - смотровая площадка над центральным фонтаном
Каскадная лестница в темное время суток
Каскадная лестница в темное время суток
Санаторий имени Г. К. Орджоникидзе, лестница Леонидова. Вверху - памятник товарищу Серго
Санаторий имени Г. К. Орджоникидзе, лестница Леонидова. Вверху - памятник товарищу Серго

Попрыгай на ней, и она тебе споет

Небольшое отступление. Каскадная лестница – не единственная впечатляющая лестница в Кисловодске. Помимо нее также необходимо упомянуть лестницу «400 ступеней», которая ведет из Нижнего парка на вершину Сосновой горы (о ней пойдет речь в следующей части цикла), и лестницу Леонидова в санатории имени Г. К. Орджоникидзе. Эта славная здравница была построена в 30-х годах XX века как санаторий Наркомтяжпрома, который возглавлял Орджоникидзе. Лестница, спроектированная инженером Иваном Леонидовым, соединяет корпуса санатория, расположенные на Георгиевском плато на высоте 950 метров над уровнем моря, с проспектом Ленина. Этот монументальный водопад ступеней, включающий в себя смотровую площадку в виде балкона, фонтан и, конечно же, колоннаду, похож на античный амфитеатр. Блестящий образец сталинской архитектуры! Кажется, что на вершине подъема тебя встретит сам генералиссимус во френче и с трубкой. Посмотрит на тебя внимательным, цепким взглядом из-под раскосых азиатских бровей, пыхнет трубкой и скажет: «Нет таких лестниц, которые не смогли бы построить большевики». Но в реальности на вершине нас встречает памятник товарищу Серго Орджоникидзе.

А на одной из террас лестницы находится «Поющая стрекоза» - выложенное из цветного камня изображение стрекозы. Если на нем попрыгать, раздается звук, напоминающий жужжание.

Красоту и мощь лестницы Леонидова подчеркивает парк, разбитый на территории санатория тогда же, в 30-х, под руководством все той же Любови Залесской. И все-таки главное творение Любови Сергеевны в Кисловодске, Каскадная лестница, повторю, - прекраснейшая лестница курорта. Она непостижимым образом сочетает в себе монументальность с небесно-воздушной легкостью и грациозностью. Добавлю, что наряду с Колоннадой на Курортном бульваре Каскадная лестница – это один из двух парадных входов в Кисловодский парк. Северный вход.

Барельеф Ленина на Красных камнях рядом с Каскадной лестницей
Барельеф Ленина на Красных камнях рядом с Каскадной лестницей

А на красной скале – профиль Ленина,

А когда-то был Ленин анфас

Сразу при входе расположен один из примечательных объектов Среднего парка, представляющий собой гибрид рукотворного и природного памятника, – барельеф Ленина на Красных камнях. Красные камни - скальные образования, кирпично-красный цвет которым придает содержащаяся в них гидроокись азота. В 1924 году после смерти вождя мирового пролетариата два студента-энтузиаста вырубили в этих скалах горельефное изображение Ленина. На открытие памятника приехали Надежда Крупская, Мария Ульянова, Глеб Кржижановский, Николай Семашко. Однако потом выяснилось, что из-за дождей, ветров и перепадов температур порода начала разрыхляться. А случившееся вскоре землетрясение еще больше повредило горельеф. Поэтому через пару лет памятник видоизменили: высекли в Красных камнях пятиконечную звезду, в которую поместили бронзовый барельеф Ильича. У подножия кумачовой скалы оборудовали каменную площадку с лестничными маршами и цветником. На стене под барельефом установлена мраморная табличка с выдержкой из ленинского декрета о национализации курортов: «Лечебные местности или курорты, где бы таковые на территории РСФСР ни находились и кому бы ни принадлежали, со всеми сооружениями, строениями и движимостью... составляют собственность Республики и используются для лечебных целей». Здесь с Лениным трудно не согласиться.

В таком виде памятник существует уже без малого 100 лет. В советское время на Красных камнях принимали в пионеры лучших октябрят города.

Вот так и получилось, что Каскадная лестница, подобная лестнице в эдем, расположена между Дзержинским (памятником Дзержинскому на одноименном проспекте) и Лениным (барельефом Ленина на Красных камнях). Парадоксы русского Баден-Бадена.

Каскадная лестница вечером
Каскадная лестница вечером

В следующей, завершающей части моего цикла я расскажу о самых зависабельных, на мой взгляд, точках Кисловодского парка.

Все фото взяты из открытых источников.