Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Немецкий миноносец, который утонул, был поднят со дна и всё ради того, чтобы англичане сдали его на металлолом

Torpedoboot S 178 - большой торпедный катер (миноносец) из состава Кайзелихмарине, третий в серии из четырех кораблей, построенных на верфи в Шихау. Спущен на воду в июле 1910 года, в декабре того же года введен в строй.

При габаритной длине 74,1 метра и максимальной ширине 7,9 метра корабль имел водоизмещение 781 тонну, при этом его осадка составляла 3,1 метра. S 178 приводился в движение двумя паровыми турбинами фирмы Schichau-Werke, которые вращали два трехлопастных винта диаметром 2,25 метра. Максимальная мощность силовой установки в 17 840 л.с. позволяла развивать скорость в 32,9 узла. Экипаж состоял из 84-х офицеров и матросов. Основное вооружение S 178 составляли четыре торпедных аппарата диаметром 50 см, которые устанавливались на верхней палубе. Кроме того на борту имелись два скорострельных орудия калибром 8.8 см L/30, которые вскоре были заменены более современными орудиями L/45 C/14.

В ночь на 4 марта 1913 года во время учений, проводившихся в 4,5 морских милях к северо-востоку от острова Гельголанд, задействованные там торпедные катера пытались прорвать строй тяжелых крейсеров. В какой-то момент S 178 попытался проскочить прямо по курсу броненосного крейсера SMS Yorck, однако его подхватила высокая волна и бросила прямо на форштевень крейсера. Катер был протаранен в районе котельного и машинного отделений и в течение нескольких минут затонул на глубине семнадцать метров. Помимо SMS Yorck, получившего незначительные повреждения, в спасательной операции участвовали линейный крейсер SMS Oldenburg и торпедный катер S 177. В темноте и из-за сильного волнения удалось спасти только 15 членов экипажа, 69 человек погибли.

Вскоре после гибели S 178 была предпринята попытка по подъему его обломков в ходе которой удалось поднять кормовую часть корпуса. 5 мая, во время работ на носовой части, произошла еще одна авария, в результате которой утонули капитан, рулевой и пять матросов со спасательного судна. В итоге переднюю часть S 178 подняли только в июле. Обнаруженные в её отсеках тела 18 членов экипажа были похоронены на острове Гельголанд.

-2

10 января 1915 года S 178 вернули в строй и включили в состав 16-й полуфлотилии 8-й флотилии торпедных катеров. После Первой мировой войны катер оставался в составе Рейхсмарине, но 15 сентября 1920 года его передали Антанте и он стал собственностью Великобритании. В 1922 году корабль пошел на лом.

Автор - Олег Энгель