Найти в Дзене
Fishki.Net

Страшный суд в кино, или Любимая отсылка кинокомпозиторов

Про одну старинную мелодию, которую часто используют в кино.

Есть у звукорежиссёров такой прикол - вставлять везде "крик Вильгельма". У режиссёров тоже своих фишек полно - отсылок и приветов коллегам в каждом фильме великое множество. Есть своя забава и у кинокомпозиторов: каждый второй саундтрек драматического фильма и каждый саундтрек фильма ужасов содержит одну старинную мелодию.

Это так называемая секвенция - текст плюс музыка, которые исполняются во время католической мессы. Называется эта секвенция Dies Irae, что в переводе с латинского означает "День гнева". Этот День гнева не что иное, как Страшный суд - последний божий суд, когда по словам и делам Бог будет судить живых и мёртвых и определять их в рай или в ад. Кто написал текст и музыку, точно неизвестно. По некоторым данным, это мог быть итальянский монах и писатель Фома Челанский, живший в XIII веке; а может и французский богослов Бернард Клервоский (конец XI - начало XII века); или же Dies Irae была написана ещё раньше, в VI веке папой Григорием I. Если бы у возможных авторов секвенции спросили, кто написал Dies Irae, они без сомнения сказали бы, что автор этой завораживающей музыки сам Бог, а человек, записавший ноты и слова на бумаге, всего лишь проводник божьего замысла.

Dies Irae является самым популярным григорианским распевом. Эта мелодия стала главной темой смерти в мировой музыке. На втором месте после Dies Irae в рейтинге навевающих мысли о смерти мелодий, пожалуй, будет Сарабанда, а на третьем - траурный марш Шопена.

Величайшие композиторы использовали в своих произведениях как текст из Dies Irae, так и мелодию. В знаменитом неоконченном реквиеме Моцарта есть слова из Dies Irae.

Гектор Берлиоз использовал мелодию Dies Irae в финале своей "Фантастической симфонии". Финальная часть симфонии называется "Сон в ночь шабаша". По задумке композитора под зловещие аккорды григорианского распева танцуют ведьмы, колдуны и всякая нечисть.

Послушайте внимательно "Сон в ночь шабаша" Берлиоза. Наверняка где-то вы это уже слышали, в кое-каком культовом фильме.

В берлиозовской интерпретации Dies Irae звучит в "Сиянии" Стэнли Кубрика, это главная тема фильма. Электронную версию Dies Irae из "Фантастической симфонии" записала для фильма американка Венди Карлос.

И до "Сияния" было модно использовать Dies Irae в кино, особенно в ужастиках. Но не только в ужастиках. В картине Фрэнка Капры "Эта замечательная жизнь" (американский аналог нашей "Иронии судьбы" в том смысле, что фильм давно стал неотъемлемой частью праздничного телеэфира) тоже есть Dies Irae. Кстати, написал музыку для фильма Дмитрий Тёмкин, уроженец Кременчуга.

А после "Сияния" траурный напев стали вставлять вообще во все фильмы. Если по сюжету намечается что-то нехорошее, обязательно зазвучит знакомая последовательность нот.

Если кинокомпозитору надо написать тему смерти, потери, то он, как правило, берёт за основу Dies Irae.

Считается, что последовательность нот, как в Dies Irae, на подсознательном уровне вызывает у человека чувство тревоги. Как написал один комментатор в YouTube: "Как будто бы жена посмотрела твою историю браузера и вызывает тебя на разговор".

Dies Irae есть в "Звёздных войнах", "Короле льве", "Властелине колец", "Матрице" и других популярных фильмах. В каждом современном ужастике есть отсылка к Dies Irae. Если вы любите смотреть ужасы, то теперь будете на это обращать внимание. Из относительно недавних ужастиков, где была Dies Irae можно вспомнить "Сторожку", "Куклу 2. Брамс", "Реликвию", "Лето'84".

"Pie Jesu Domine, dona eis requiem. Amen" (Милосердный Господи Иисусе, даруй им покой Аминь) - это финал Dies Irae. Там другая мелодия. Эта часть тоже иногда обыгрывается в кино. Например, в комедии "Монти Пайтон и Священный Грааль" её поют монахи.

А вы встречали Dies Irae в кино?