Найти в Дзене
Дестрой

Самая результативная Краснознамённая Гвардейская подводная лодка ВОВ: Легендарная С-56

Сегодня мы расскажем про самую результативную и единственную советскую Краснознамённую Гвардейскую подлодку, не погибшую в боях Великой Отечественной Войны, а также ставшую последней, удостоенной Гвардейского звания за время войны.

Это знаменитая дизель-электрическая торпедная подводная лодка С-56 типа "С" серии IX-бис, установленная в качестве памятника-музея на корабельной набережной г. Владивосток.

Для начала как обычно немного истории:

Старая фотография С-56 с сайта музеймаринеско.рф.
Старая фотография С-56 с сайта музеймаринеско.рф.

Строительство:

Подводная лодка была заложена 24 ноября 1936 г. на Ленинградском судостроительном заводе имени "Андре Марти", ныне известном как "Адмиралтейские верфи".

Далее отсеки будущей подводной лодки отправлялись на Дальний Восток по железной дороге, где на заводе № 202 им. Ворошилова, ныне известном как "Дальзавод", отсеки собирали в единый корпус.

25 декабря 1939 г. подлодка была спущена на воду, где продолжилась её окончательная сборка с последующим проведением ходовых испытаний.

В строй она вступила уже во время Великой Отечественной Войны в конце октября 1941 г., а 31 октября на борту лодки был поднят ВМФ СССР и в ноябре она вошла в состав Тихоокеанского флота под номером С-56.

Переход на Северный флот:

6 октября 1942 г. было принято решение о передислокации нескольких подводных лодок ТОФ на Северный флот для обеспечения помощи в участии в боевых действиях. Одной из этих подлодок стала и С-56, которая под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина в паре с подводной лодкой С-51 отправилась в сложный переход, которым руководил Герой Советского Союза капитан 1-го ранга А. В. Трипольский.

Этот переход длился 153 дня, за которые С-56 из Тихого океана через Панамский канал вошла в Атлантический океан, а далее в Северный Ледовитый океан, где преодолев в общей сложности девять морей 8 марта 1943 г. прибыла в пункт назначения в район Териберки, войдя в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

За время сложного перехода подлодка была дважды атакована торпедами и пережила два сильных шторма. Так 29 октября 1942 г. на выходе из базы ВМС США "Датч-Харбор" на С-56 была совершена торпедная атака неизвестной подлодкой. Тогда торпеда лишь слегка задела днище лодки и во время докования в нём были обнаружены фрагменты хвостовой части торпеды. А 17 ноябра того же года уже у побережья Южной Калифорнии неустановленная подлодка произвела торпедную атаку по С-56, но атака была замечена и лодка уклонилась от неё.

В декабре 1942 г. во время сильного шторма у берегов Канады С-56 получила сильные повреждения и потеряв ход была частично затоплена. Тем не менее по прибытии в Галифакс она прошла аварийный ремонт и отправилась дальше, но не прошло и месяца как в начале января 1943 г. во время шторма в Северной Атлантике она вновь получила повреждения и по прибытию в порт Розайт вновь была поставлена в ремонт. Кроме того за время перехода было ещё несколько лёгких аварийных ситуаций, но всё же подлодка смогла добраться до пункта назначения.

Боевые выходы:

А дальше С-56 начала свой боевой путь, выйдя в первый боевой поход 31 марта 1943 г., высадив на Норвежское побережье советскую разведгруппу, а также произведя несколько торпедных атак на корабли противника.

В свой второй боевой поход в мае того же года С-56 отличилась, как утверждается в интернете, единственным за время ВОВ достоверно подтверждённым случаем поражения советскими подлодками двух целей одним залпом. В тот боевой поход 17 мая С-56 напала на конвой противника, уничтожив торпедной атакой танкер "Ойроштадт" и поразив транспорт "Вартеланд", после чего ушла от погони кораблей охранения и сбрасываемых глубинных бомб. При этом противник посчитал подлодку уничтоженной.

Во время третьего боевого похода в июле того же года С-56 уничтожила тральщик противника, а через несколько дней во время тумана и сторожевой корабль, на котором находился противодиверсионный отряд противника.

Во время четвёртого боевого выхода в январе 1944 г. С-56 уничтожила свою самую большую цель за всю войну-транспорт "Хайнрих Шульте".

В свой пятый боевой выход при нападении на Германский конвой в марте 1944 г. одна из торпед застряла в торпедном аппарате, а сама подлодка была обнаружена, но всё же смогла уйти от погони с повреждениями и вернуться на базу.

А 31 марта того же года за боевые заслуги С-56 была награждена орденом Красного Знамени.

Следующие два боевых похода были уже не такими успешными для лодки. Так шестой боевой выход в мае 1944 г. закончился досрочно из за выхода из строя одного из дизелей, а седьмой в июле того же года закончился поломкой газоотводного клапана.

Во время последнего восьмого боевого похода в сентябре 1944 г. при торпедной атаке на конвой противника лодка была замечена и атакована кораблями охранения, но смогла уйти от глубинных бомб. Тогда противник вновь посчитал её уничтоженной, но спустя несколько дней С-56 вновь напала на преследовавшие ранее её корабли противника и снова была контратакована, и снова ушла от погони, и снова противник посчитал её уничтоженной. Тем не менее 27 сентября С-56 вернулась на базу.

Награды:

Помимо подтверждённых уничтоженных кораблей противника у лодки были и неподтверждённые победы, но даже без учёта их она оказалась самой результативной советской подводной лодкой по уничтоженным целям за время ВОВ и 23 февраля 1945 г. С-56 была удостоена Гвардейского звания, став последней Гвардейской подводной лодкой за время ВОВ. Кроме того командиру С-56 капитану 2-го ранга Г. И. Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза, а члены экипажа также получили другие награды.

13 мая 1945 г. С-56 участвовала в морском параде Победы в Кольском заливе и после окончания ВОВ продолжала нести службу на Северном флоте вплоть до июля 1954 г.

Переход обратно на Тихоокеанский флот и списание:

10 июля 1954 г. она отправилась обратно на Тихоокеанский флот по Северному Морскому Пути, прибыв 5 октября того же года на Камчатку, а далее отправившись во Владивосток, став первой советской подлодкой, совершившей кругосветный переход.

Но уже 14 марта 1955 г. С-56 была выведена из боевого состава флота, разоружена и переделана в плавучую зарядовую станцию, а затем несколько раз сменив название с января 1964 г. став учебно-тренировочной станцией.

Музей:

А после окончательно списания из неё было решено сделать музей и на 30-летний юбилей Победы в 1975 г. она была установлена на Корабельной набережной г. Владивосток, а внутри открылась музейная экспозиция, одним из экспонатов которой является подлинный Гвардейский Краснознамённый военно-морской флаг подводной лодки С-56.

-3

Для начала посмотрим на эту легендарную подлодку снаружи. Её с завода привезли сюда по частям и собирали обратно уже на постаменте.

-4
-5
-6
-7

Ну а теперь пройдём внутрь.

-8

Сначала пройдёмся по уцелевшим отсекам, сохранившим свой антураж.

-9

Это отсек центрального поста управления.

-10

С множеством различных вентилей со всех сторон.

-11

И боевых постов.

-12
-13

Фотографии совершенно не передают того что видит глаз. Здесь настолько много различных мелких деталей и красных вентилей, что неподготовленному взгляду становится сложно за что-либо зацепиться, чтобы сконцентрировать внимание.

-14

СРеди множества предметов мы даже чуть не пропустили этот перископ.

-15
-16

В живую краски по глазам бьют ещё сильнее.

-17
-18

Переход через гермолюк между отсеками.

-19

Далее следуют жилой отсек и каюта командира.

-20

Вряд ли конечно здесь изначально висел портрет И. В. Сталина, но по мне он смотрится в этом деревянном убранстве к месту.

-21

А в следующем отсеке находится самое интересное.

-22

Это носовой торпедно-жилой отсек, где подводники в прямом смысле спали в обнимку с торпедами. Подвесные койки располагались прямо над боезапасом.

-23

Здесь в носовой части расположено четыре торпедных аппарата.

-24

Из одного из которых торчит хвост макета торпеды.

-25

Торпедные аппараты были произведены в г. Ленинград на механическом заводе №103.

-26

А теперь перейдём в часть с музейной экспозицией.

-27

Электромоторный, дизельный и аккумуляторный отсеки были распилены, а в них организованы залы экспозиции. Первый зал представляет собой набор информационных стендов.

-28

А вот в основном зале есть множество небольших экспонатов, в том числе моделей различных подводных лодок.

-29
-30
-31

Знамён.

-32

И средств индивидуальной защиты.

-33

По центру зала за стеклом установлен большой макет самой С-56.

-34

А сразу за памятником-музеем С-56 находится Вечный огонь, по бокам лестницы к которому установлена башня танка Т-34-76, снятая с бронекатера и 102-мм орудие Обуховского завода, снятое с эсминца "Войков".

-35

Ну а на этом всё.

-36

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.