Надо сразу сказать, что законодательного запрета на короткую стрижку или даже полное сбривание всей шевелюры для римских женщин никогда не было. Короткая стрижка полагалась весталкам, закончившим десятилетнее обучение при храме. Во время обряда посвящения в полноправные жрицы им состригали волосы. Кроме того, при получении известия о смерти мужа римской вдове полагалось наголо обрить голову и носить тёмную закрытую одежду. Когда волосы отрастали, траур заканчивался.
Но в повседневной жизни римлянки коротко не стриглись. Все женские причёски, как в период Республики, так и в имперское время, делались из длинных волос. Настоящий римский мужчина должен был иметь чисто выбритое лицо и короткую стрижку, чтобы не походить на длинноволосых бородатых варваров. Но среди всех статуй, фресок и прочих изображений римских матрон нет ни одной коротковолосой.
Римская невеста должна была заплетать длинные косы. Они перевивались красными лентами и укладывались вокруг головы. Простые косы и объёмные пучки характерны для ранних римских причёсок, потом вошёл в моду «греческий узел». Римские женщины периода Республики либо завивали свои волосы, либо делали причёски на основе переплетения кос. В имперские времена появились сложные причёски с использованием проволочного каркаса и подкладных валиков.
Знаменитый поэт Овидий Назон писал, что легче пересчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок. Однако коротких стрижек или чего-то типа каре среди них не было. В чём же причина такого негласного, но жестко соблюдавшегося на всём протяжении древнеримской истории, запрета? Может быть, римлянки не хотели выглядеть похожими на весталок или безутешных вдов? А может, они соблюдали некое религиозное табу?
Современные историки ничего не знают о каких-либо религиозных запретах на ношение римскими женщинами коротких волос. Но причины для того, чтобы не стричь волосы, у римских матрон имелись. Одна из них причин вполне прагматична — мода переменчива, иногда за год могли смениться несколько фасонов популярных причёсок. Короткая стрижка не давала возможности сделать причёску, для которой требовалась пышная шевелюра. Можно было, конечно, заменить собственные волосы париком, но над носящими парики красавицами римляне жестоко насмехались.
С париками у римлян было связано предубеждение, вызванное ксенофобией. Римляне терпеть не могли египтян. Их называли коварными и беспринципными, обвиняли в колдовстве и прочих грехах. Не делали исключения даже для прекрасной Клеопатры, когда она поселилась в Риме. После смерти покровительствовавшего ей Юлия Цезаря, египетской царице пришлось бежать из столицы. Египтяне, как мужчины, так и женщины, брили голову наголо, заменяя свои природные волосы париками. Этот обычай казался римлянам отвратительным, и подражать египтянам никто из них не стремился.
Кроме того, короткая стрижка была отличительным признаком рабыни. Но не любой — домашние рабыни обычно носили длинные волосы. Коротко подстригали рабынь, работавших на фермах, чтобы длинные волосы не мешали им трудиться. Ещё короткая стрижка была наказанием для самых строптивых, дерзких и склонных к побегу городских рабынь. К тому же, это было хорошей мерой предосторожности. Если бы такая рабыня сумела сбежать, то выделялась бы в любой толпе и была бы немедленно поймана. Покрывала и шапки рабам не полагались, их имели право носить только свободные граждане.
В глазах древних римлян, женщина с короткой стрижкой была похожа на вдову или рабыню. Разумеется, никто из свободных девушек или почтенных матрон не желал подобного сходства. Поэтому, хотя короткие женские причёски и не были запрещены римским законом или религией, на практике их не носили.
Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе . Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.
© Булат Мамлиев