Побывав в "Пенатах", доме-музее И.Е Репина, мы узнали о необычной для того времени манере художника встречать гостей.
Пенаты - название усадьбы. В мифологии древних римлян, пенаты - боги родного дома, очага.
Усадьба тщательно выстроена по планам самого художника. Это своеобразное двухэтажное сооружение, сплошь из стекла и дерева. Стеклянная крыша и множество больших окон, веранд, должны были давать естественное освещение для мастерских художника.
Гостей в "Пенатах" принимали по средам, начиная с трех часов дня. В качестве знака-символа, говорящего об открытых дверях, использовался специальный флаг, который в этот день реял над домом.
Войдя в дом, гости, как правило, терялись. Новаторство и эксцентризм художника начинались с порога.
Гостей никто не встречал. Невозможно было дозваться лакея или горничную.
После первоначального замешательства - гости натыкались на странную надпись:
"САМОПОМОЩЬ. Сами СНИМАЙТЕ ПАЛЬТО, КАЛОШИ, сами ОТКРЫВАЙТЕ ДВЕРЬ в СТОЛОВУЮ, сами БЕЙТЕ ВЕСЕЛО КРЕПЧЕ в Там-Там!"
На бамбуковой подставке висел тот самый "Там-Там" и рядом лежала специальная колотушка, которой должны были воспользоваться гости, чтобы известить хозяев о своем приходе.
Помощники по хозяйству, конечно, в доме имелись. Однако они работали только по определенным дням и часам. Они никому не прислуживали лично, а за столом могли сидеть рядом с хозяевами и гостями.
На фото ниже - любимый саквояж Репина.
На вешалке - суконная пелерина и береты a la Remprandt, которые любил носить Репин.
Рядом с прихожей находилась малая столовая. Однако гостей обыкновенно принимали в большой столовой, о которой я расскажу в следующей статье.
Правила приема пищи и организации обедов в "Пенатах"- также эксцентричны и заслуживают отдельного внимания!
Зачем художнику был нужен кабинет - можно прочитать здесь.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с топом 3 вещей, которые остались неизменны со времен СССР.
А здесь я рассказываю, зачем на Руси в кастрюлю с кашей клали деревяшку .
А здесь можно узнать, как на Мальдивских островах поселился злобный джинн.