Объясняем, чем отличаются социологические исследования от маркетинговых.
Случалось, что мы обсуждали проекты с клиентами, которые были уверены, что между социологическими и маркетинговыми исследованиями можно ставить знак равенства. Причем искали они именно социологические исследования, подразумевая под ними опросы потребителей. Но нужно понимать, что здесь есть разница.
Полная версия статья доступна на нашем сайте – приглашаем вас заглянуть туда :)
Почему путают социологические и маркетинговые исследования?
- Маркетинговые исследования берут свое начало из социологии – в них используется много методик, взятых из социологических исследований.
- В крупных агентствах, которые занимаются маркетинговыми исследованиями, у большинства сотрудников именно социологическое образование.
Таким образом, людей, которые занимаются маркетинговыми исследованиями, действительно могут по ошибке называть социологами.
Если перед вами стоит задача изучения своих потребителей с точки зрения маркетинга, то социологический подход вряд ли будет подходящим. Почему?
- Он слишком научен и не заточен непосредственно под бизнес – вы рискуете получить стандартный научный отчет с кучей самых разных инсайтов, применение которым придется искать уже самостоятельно.
Но подобный недостаток довольно часто встречается и в маркетинговых исследованиях: многие специалисты отдают на откуп клиента выделение значимой информации, да и рекомендации дают лишь самые общие (а то и вовсе обходятся без них).
Мы считаем, что в настоящем и стоящем маркетинговом исследовании сам исследователь должен быть маркетологом, а значит – разбираться в функционировании бизнеса, уметь искать и вычленять важные инсайты, а также мыслить с точки зрения их дальнейшего использования/применения.
В связи с вероятностью получения не совсем глубинной и ценной информации в последнее время популярен такой метод изучения потребителей как Customer Development (или User Research).
В отличие от социологических и (зачастую) маркетинговых исследований, его нельзя не похвалить за предельно прикладной подход! Что, впрочем, неудивительно – ведь делают его вовлеченные в бизнес специалисты – Product Manager'ы.
Однако и в этом случае есть одно важное НО! Тестируя конкретные проблемы и концепции, исследователи практически никогда не уделяют внимание изучению более глубоких моментов. Итог: результаты довольно поверхностны.
Кастомер девелопмент (в отличие от маркетинговых исследований) не может похвастаться сильной теоретической базой, да и занимаются им зачастую непрофессионалы. Отсюда и вечное «изобретение велосипеда» – появление новых методик: Personas, Jobs To Be Done, Customer Journey Map, «коридорные исследования» и т.д. Важно, что они являются сильно упрощенными (и потому – искаженными) методами классических исследований.
Именно поэтому хорошо проведенное маркетинговое исследование = минимум 5-6 исследований в CustDev.
Что же выбрать по итогу?
Мы рекомендуем думать над проведением маркетинговых исследований и Customer Development, но ни в коем случае не социологических.
Как не прогадать с исполнителем исследования?
Внимательно изучите предыдущий опыт агентства и обязательно попросите пример будущего отчета – об этом мы написали отдельную статью!
Желаем вам продуктивных исследований и ценных рекомендаций! :)
Пожалуйста, ставьте лайк, если вам понравилась публикация, и подписывайтесь на наш канал! А если вам удобнее наблюдать за нами в Telegram, то приглашаем в наш уютный канал :)
Также читайте: