Монгольское нашествие на Русь является одной из главных вех нашей национальной истории. Люди имеют по этому поводу разное мнение: кто-то называет это «игом», а кто-то считает, что всё это придумки историков и либо монголы вообще не приходили, либо выгодно сотрудничали с русскими князьями.
Как бы там ни было, сам факт нахождения монголов в наших землях отрицать очень сложно — нам от них досталось множество слов, мифов, обычаев и практик, не говоря уже о предметах быта и ремесел. После своего завоевания Руси, монголы установили на захваченных территориях дань — она была одинакова для всех и строго регулировалась монгольскими чиновниками. Собирали её ежегодно специальные послы — «баскаки», которые часто оседали в подвластных землях, осуществляя контроль за деятельностью князей и подсчетом населения и налогов.
Нам любят изображать баскаков как представителей типично монгольского вида, однако это было не обязательно так. Во-первых, монголы не могли бы иметь такую армию и развитый чиновничий аппарат (баскаки — одно из нижних звеньев), если бы не набирал себе на службу людей из покоренных земель. Баскаки были людьми, в первую очередь, образованными, способными вести дипломатические переговоры и умеющие вовремя доложить о попытках мятежа. Среди баскаков было много представителей разных народов, в том числе и русских, и евреев.
Сама этимология слова очень спорная, и есть два мнения на счет его происхождения: оно монгольское и означает «давить на печать» (ставили свои печати на документах) и вторая, означающая «охранитель» на более древних языках, в том числе, возможно, на персидском. У самих монголов было схожее понятие «даруга», переводящееся почти идентично. Как видим, монголы могли вполне заимствовать понятия у других народов —сама система сбора налогов почти без изменений была списана с китайской и являлась передовой для своего времени, что требовало и передовых сборщиков.
Евреи были одним из самых образованных этносов своего времени, так что их служба на монголов была почти неизбежной. Грамотность русского населения была сравнительно ниже, но при этом уже тогда на Руси было немалое количество евреев, державшихся отдельно от остальных и как минимум умеющих читать и считать.
Важно было знать все местные особенности и нюансы, владеть языком обложенного данью населения и даже быть одной с ними религии — монгольские ханы интегрировали местную культуру в свою, чаще всего это проявлялось принятием самой популярной на подведомственной земле религии.
Митрополит Феагност в своих летописях от 1353 указывает, что баскаки в землях казаков реки Хопра являлись православными. Иудеи же ценились за прагматичный подход, который был непреложной основой столь долгого существования монгольской империи. Интересно, что должность баскака была временной и выдавалась на определенный срок в зависимости от задачи, в связи с этим независимо от этнической принадлежности, баскак должен был проявить себя очень лояльным, чтобы вновь быть назначенным в следующий раз.
Нападение на баскака — это нападение на самого хана, такое не прощалось и каралось очень жестоко. Однако полное уничтожение городов уже после завоевания — не столь частое явление, монголы оставляли населения возможность выращивать урожай и могли продолжить собирать с этих земель налоги.
Постепенно институт баскачества все больше интегрировался в систему русских княжеств, вскоре в летописях они стали перечисляться среди двора князя как свои чиновники, став обыденностью тех дней. Даже с падением Золотой орды вся система, существовавшая при монголах, сохранилась почти в неизменном виде. Как справедливо указывает военный историк Клим Жуков, монгольская система налогов была куда ниже современной российской — не более десятой части, а чаще и меньше.
Уважаемые читатели, оставляйте свои комментарии по теме, а также читайте другие мои статьи:
Как связаны греческая фаланга и демократии?
Что появилось раньше: полные латы или ручной огнестрел?
Почему англичан и американцев называют англосаксами?