Подробности этой истории, произошедшей почти 70 лет назад в степях северо-западного Крыма, удалось восстановить благодаря статусу «особое хранение», присвоенному уголовному делу, обнаруженному нами в Государственном архиве Республики. Его тома не были востребованы для ознакомления с момента помещения на полку.
Нас эта история заинтересовала как способом совершения преступления, так и сокрытием его следов, а также работой следователя и оперработников по его раскрытию и расследованию.
Для того, чтобы лучше представить обстановку, в которой все произошло, позволим себе несколько слов о том, что представляла собой эта часть Крыма в начале 50-х.
После депортации немецкого населения в 1941 и крымско-татарского в 1944 гг, эти места были довольно малолюдны, и заселялись переселенцами из соседней Украины и других регионов РСФСР. Новоселам предоставлялось жилье, подъемные, земля для огородов и скот. И все же надо быть очень решительным(или, наоборот, бесшабашным), чтобы сорваться с насиженных мест и переехать в неизвестность, даже с красивым названием Крым. На этих степных маловодных землях (Северо-Крымского канала еще не было) возрождалось, разоренное войной овцеводство, а именно разведение животных ценных пород. В эти места получали распределение молодые специалисты выпускники учебных заведений, переводились и опытные работники. Так на северном берегу большого крымского озера Донузлав воссоздавалось хозяйство с говорящим названием колхоз «Каракуль» и были завезены для разведения овцы соответствующей породы.
Распределение в Крым
Мария, выпускница сельхозинститута решила не возвращаться на родную кировоградщину, а стать крымчанкой, и поехала по распределению на полуостров, где обосновалась на центральной усадьбе колхоза и приступила к работе. Жилье начинающему ветеринарному врачу сразу не предоставили, но она сняла комнату у жительницы, которая также как и ее квартирантка лишь недавно стала местной, перебравшись из Магадана (запомним это обстоятельство). Не сразу узнала Мария и как на этой должности образовалась вакансия, а ведь ее предшественник был уволен далеко не по собственному желанию. Но новое место жительства в солнечном Крыму, самостоятельная жизнь, интересная работа с ценными породами животных вдохновляли молодого специалиста и сулили радужные перспективы.
Однако вскоре оптимизм сменился суровыми буднями. Унылая выжженная степь, и вовсе не на берегу Черного моря, а у озера-лимана без признаков курортной жизни, да и не все люди вокруг оказались общительными и приветливыми. Все это было совсем не похоже на прежнюю студенческую жизнь в Одессе. Работы много, кошары разбросаны по степи, необходимо прививать стадо от бруцеллеза и бороться за выживание молодняка. Прежний ветврач в сговоре с чабанами утаивал приплод, за что лишился работы, а последние даже были осуждены за хищения. Не простой фронт работ достался молодой девушке на новом месте и в трудное время. Обо всем этом она писала своим родителям, что впоследствии стало достоянием следствия и даже привело к скоропалительным решениям.
Роковая поездка
В один из сентябрьских дней 1953 г ветврач решила объехать чабанов колхоза, лично посмотреть стадо и определить объемы вакцинации. В качестве транспорта в ее распоряжении была лошадь, запряженная в
бедарку. Читая дело, мы обнаружили в документах несколько малопонятных терминов (следующие впереди), и сейчас есть повод, чтобы разъяснить их с помощью словаря. Так вот, правильнее: бидарка – это безрессорный двухколесный легкий экипаж, распространенный в южных областях Европейской части России и Украины.
Вечером лошадь вернулась на конюшню одна без возницы. Настораживало и то, что вожжи были завязаны на спине животного, поскольку это было очень сложно сделать человеку невысокого роста, какой была Мария. Не объявилась она и на следующий день. Об исчезновении сообщили в милицию, но, как это часто бывает, активных действий никто не предпринимал, ожидая, что пропавшая вот-вот появится и ничего
трагического не произошло.
Страшная находка
На третий день чабан Виктор Ющенко (это его настоящие имя и фамилия), чей дом находился недалеко от Белого колодца, достал колодезной воды, чтобы напиться.
Местные колодцы – это серьезные сооружения, испокон веков основательно устраиваемые в безводной степи. Так Белый колодец строился несколько месяцев и достигал 75 метровой отметки.
Находится он в нескольких километрах к западу от центральной усадьбы колхоза «Каракуль». Сегодня это с. Новоивановка Черноморского района Республики Крым. Колодец имел вертикальный круглый ствол, выложенный так называемым диким камнем. Распространенный в Крыму стройматериал – ракушечник был малопригоден, так как осыпался в условиях повышенной влажности. В шахту попеременно опускались две бадьи по 25 литров каждая, закрепленных на противоположных концах веревки. Поскольку вода использовалась не только для нужд человека, но в бОльших объемах и для водопоя скота, и даже полива огорода, механизм подъема приводился в действие конной тягой.
Утолив жажду, Ющенко почувствовал, что вода имеет какой-то парфюмерный запах. Дети и жена утверждали, что в бадье не умывались и не стирали. Поскольку об исчезновении ветврача уже была наслышана вся округа, страшная догадка дала повод чабану сообщить о своих подозрениях участковому. Прибывший на место милиционер, убедившись, что обоняние и его не обмануло, заставил инициатора вызова спуститься на дно колодца верхом на бадье. Трагическое предположение подтвердилось, тело девушки находилось на дне, где воды был около полутора метров.
Участковый сообщил о находке в прокуратуру и стал ждать следственную группу. Ее возглавил и.о. районного прокурора из Черноморского, а из Евпатории прибыла судебно-медицинский эксперт. Мы уже писали о том, что осмотр место происшествия – это дело следователя, он должен во всем убедиться сам, не доверяя никому этой процедуры, иначе следственным осмотром такое действо называть уже нельзя. Напомню, что однажды крымскому следователю также пришлось спускаться в вертикальную шахту пещеры, чтобы осмотреть труп (см. Пропавший спелеоглог). В нашем случае следователь, а на момент осмотра уже и.о. прокурора не рискнул спускаться в колодец, а делегировал эту работу тому же Ющенко. Чабан погрузил тело на бадью, а затем поднялся и сам.
При этом, как потом выяснило следствие, он снял с руки потерпевшей и присвоил женские золотые часы. Добавлю, что хозяйка комнаты, которую снимала ветврач, узнав о ее смерти «прибрала к рукам» дорогую одежду и обувь девушки, а также отрез на платье. Как оказалось, жительница Магадана была ранее судима, и теперь получила новый срок, причем это следствие закончилось даже раньше, чем по основному делу.
Но вернемся к колодцу. Ющенко сообщил, труп находится в положении головой вниз, и одна нога была без обуви. Он также обратил внимание на порванный чулок, что было зафиксировано и при осмотре извлеченного из колодца тела.
Вскрытие в полевых условиях
Судмедэксперт приняла решение из-за отсутствия подходящего транспорта не везти труп в евпаторийский морг, а произвести вскрытие прямо на месте. Заканчивалась эта специфическая процедура уже в сумерках в свете автомобильных фар, что, как оказалось, стало причиной ключевых упущений. Нетрудно догадаться, что если решение о вскрытии на месте было принято спонтанно, то у эксперта при себе не было полного комплекта инструментов для проведения этой процедуры в полевых условиях, и она ее неправомерно упростила. При исследовании трупа не было обнаружено ни ран, ни повреждений внутренних органов, ни переломов костей.
Эксперт выявил в легких несчастной воду и пришел к выводу об аспирационной асфиксии, то есть причиной смерти стало утопление в воде.
Версия о самоубийстве
И.о. прокурора, изучая личность погибшей, узнав о разочаровании молодого специалиста в распределении на это место работы, выдвинул версию о самоубийстве и отказал в возбуждении уголовного дела. Прибывшие из Украины родственники, не успели на похороны,но приняли решение увезти тело дочери на родину. Здесь же и вскрылась кража одежды и обуви погибшей, а следователю были переданы письма Марии родителям, сквозившие депрессивными мыслями.
Была и еще одна версия. Наблюдательные колхозницы сообщили следствию о не совсем деловых отношениях ветврача с кем-то из женатых руководителей колхоза. Мол, это могло стать причиной убийства. Но этой версии не стали уделять внимание, тем более что судмедэксперт подтвердил целомудрие погибшей.
Тем не менее, спустя несколько дней в район прибыл Прокурор Крымской области Хламов Н.Н., который, проверяя последние решения кандидата в районные прокуроры, нашел некоторые его шаги не совсем обоснованными. О деловых качествах областного прокурора, его простоте и преданности делу ходили легенды. Он мог приехать в район без предупреждения и, проверяя подчиненных, остаться на ночь в прокуратуре, отказавшись от гостиницы. «Ты мне дверь с петель своего кабинета сними и поставь на стульях, больше мне для ночлега ничего не нужно», - говорил он опешившим коллегам.
Биография с сайта "Крым политический"
Неправдоподобные последствия
Было высказано сомнение, что при падении на 70 метровую глубину тело может получить лишь ссадины на конечностях, да при этом порвутся чулки. Было принято решение назначить физико-техническую экспертизу, поручив ее проведение ученым Киевского политехнического института, с целью выяснить насколько полутораметровая подушка воды может смягчить падение.
Пришлось предпринять шаги и для повторной судебной медицинской экспертизы. Уже подвергавшееся перезахоронению многострадальное тело потерпевшей было еще раз эксгумировано (извлечено из могилы) на ее малой родине. Экспертизу проводили московские специалисты, которые обнаружили на волосистой части головы несколько ран, причиненных твердым острым предметом, без разрушения костей черепа.
Первые подозреваемые
Проверялись и чабаны, которых в тот день планировала посетить ветврач. Все, кого она объехала до прибытия на кошару Белый колодец, подтвердили это. На Белом колодце из чабанов могли быть лишь двое. Это уже упомянутый нами Виктор Ющенко, он жил там с семьей в доме, находившемся в нескольких десятках метрах от колодца, правда, вне зоны видимости, и пожилой чабан Петр Щербина, в тот день приводивший овец на водопой. Оба они отрицали, что видели ветврача в интересующие следствие место и время. Алиби Ющенко впоследствии было подтверждено, хотя вскрылся факт присвоения золотых часов потерпевшей.
Все внимание следствие переключило на Петра Щербину. У следователя росло подозрение о том, что без чабанской руки здесь не обошлось. Повреждения на голове убитой напоминали след от ударов пастушьей герлыгой (помните мы обещали Вам еще один диалектический перл). Признаюсь, я впервые узнал об этом орудии чабана, читая дело, и увидел его лишь на фототаблице. Давайте снова заглянем в словарь. ГЕРЛЫГА, ерлыга жен., новорос., волошск. посох овчара, с деревянным крюком на конце, для ловли овец за заднюю ногу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 .
Все эти «посохи» у Щербины были изъяты и направлены на судебно-медицинскую и биологическую экспертизы. Забегая вперед скажу, что эксперты не нашли на их крюках биологических следов человека (это и понятно, с момента события прошло уже несколько месяцев), а судебные медики пришли к выводу, что повреждения на голове трупа могли быть причинены представленным орудием.
Поразительная жестокость
Щербина упорно отрицал свою причастность к этой трагедии, вел себя уверенно, и улик против него почти не было.
Заинтересовались его личностью, а параллельно устанавливали возможных свидетелей произошедшего. Щербина оказался уголовником со стажем, еще в начале века в 1918 году он привлекался за убийство целой чабанской семьи: мужа, жены и их малолетнего ребенка. Тогда он уже был арестован и ждал суда в тюрьме Евпатории, но на короткое время в город вошли войска кайзеровской Германии и все узники без разбора были освобождены.
Старожилы побаивались Щербину. Даже Ющенко припомнил проявления жестокого характера своего «наставника». Однажды хозяйская собачонка облаяла Щербину, после чего он поймал ее и обрезал бедняге уши.
В конце сороковых Щербина был осужден за хищение государственного имущества – приплода ценных пород и побывал в местах лишения свободы.
Важные свидетели
Кропотливая работа по установлению свидетелей дала результаты, жена и дети Ющенко сообщили следователю, о том, что в тот роковой день в обеденное время Щербина приходил к ним домой со стороны колодца и говорил, мол, вы тут сидите, а я у колодца познакомился с одной фигуристой девушкой (мы смягчили его формулировку).
Сейчас можно предположить, что жена Ющенко с самого начала подозревала Щербину, но боялась в этом признаться. Чабан был задержан, но на очной ставке отрицал эти обстоятельства, однако показания важной свидетельницы подтвердили и ее дети.
К этому времени пришло заключение, подписанное профессорами политехнического института. Они утверждали, что вода не смогла оказать заметного смягчающего эффекта при ударе. Мне запомнилось, что его последствия с такой высоты на воду сопоставимы с падением с девятого этажа на асфальт.
Допрошенный по делу строитель Белого колодца пояснил, что это не первая смерть в его стволе. Первый из рабочих погиб еще во время строительства, а полгода назад на дно сорвался еще один. Извлеченное тело представляло собой «мешок с переломанными костями», и по-другому быть не могло.
Был проведен опыт, который сегодня называется следственный эксперимент, а в те годы в уголовно-процессуальном законе такого следственного действия еще было. Щербине было предложено поднять на борт колодца пятидесятикилограммовый мешок с шерстью, что соответствовало весу погибшей, и столкнуть его вниз. Обвиняемый сделал вид, что не может этого сделать, но было ясно, что крепкому, хотя и пожилому мужчине это под силу. Тем более, что более тщедушный статист проделал это с легкостью. Сейчас можно оспаривать доказательственную ценность таких действий, но следователи продолжали искать и другие улики.
«Добросовестный подход к гражданским обязанностям»
Дальнейшие шаги их были очень необычны и не бесспорны, однако суд впоследствии все же признал эти результаты доказательствами. А сегодня представляется, что следствие, было вынуждено решиться на это, столкнувшись с «упертостью» обвиняемого.
Неоднократно судимый сокамерник Щербины был допрошен в качестве свидетеля о поведении чабана в тюрьме после общения со следователем.
В показаниях упомянуты и мотивы такой откровенности этого свидетеля. Их изложение в протоколе допроса рецидивиста с четырьмя классами образования показалось нам любопытным, и мы приводим эту формулировку дословно: «Я находясь сам под стражей, но оставаясь гражданином Советского Союза глубоко возмущался жестоким поступком Щербины. Я ему в глаза бы высказал свое возмущение и обо всем известном мне доложил следственным органам. Должен Вам в этой связи сказать что я сейчас не без опаски даю Вам показания свои, поэтому прошу Вас принять необходимые меры к тому, чтобы Щербина не расправился со мной за мой добросовестный подход к своим гражданским обязанностям…»
Возвращаясь с допроса, Щербина сокрушался настойчивостью следователя: «Я хоть институтов не кончал, но расколоть им меня не удастся». Щербина разоткровенничался о том, что «молодая девка» ветврач обнаружила у него недостачу поголовья и сказала, что снова упечет его в тюрьму. Он сгоряча не удержался, ударил ее несколько раз короткой герлыгой по голове, а когда увидел, что жертва упала без сознания, зацепил ее за бадью и опустил в колодец, а когда поднял ведро, тела там уже не было. Очной ставки между сокамерниками не проводилось, но на суд этот полезный свидетель впоследствии вызывался, однако, тщетно. К тому времени он уже прозябал в окрестностях Воркуты.
Петра Щербину, которому к моменту вынесения судебного решения было уже далеко за шестьдесят, приговорили к десяти годам лишения свободы. Мы сомневаемся, что ему удалось дожить до освобождения.
Тайна Белого колодца настолько заинтересовала нас, что было решено попытаться отыскать места, где происходили вышеописанные события. Вооружившись схемой из уголовного дела и надеясь на помощь местных жителей, мы отправились в Черноморский район. Попавшиеся нам по пути пешеходы ничего о колодце не слышали, а на месте, указанном в схеме, мы нашли лишь остатки сооружения более позднего периода, похожие на полевой стан. Несколько десятков овечьих черепов свидетельствовали о том, что овцеводство в этих местах было изведено в короткое время. Тому есть подтверждение и в литературе. Одной из причин был назван переход военных на обмундирование из хлопка, вместо шинелей и папах. Сегодня появились признаки возрождения овцеводства, но дело идет не так быстро, как хотелось бы.
Погибла при выполнении своих должностных обязанностей
Обычно, рассказывая об обстоятельствах расследования, потерпевшего именуют лишь первой буквой фамилии или прячут под вымышленным именем. В данном случае мы считаем это не справедливым. Молодой специалист, выпускница Одесского сельскохозяйственного института, ветеринарный врач колхоза «Каракуль» Черноморского района Крымской области Мария Григорьевна Стрюк погибла при исполнении своих обязанностей, пытаясь защитить государственную и коллективную собственность. Она достойна, чтобы и сегодня люди знали и помнили о ее поступке.
Уважаемые читатели! Благодарю Вас за проявленный интерес. Спасибо за Вашу реакцию и критику.
Стараюсь откликаться на Ваши оценки и отзывы. Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями и на своих страницах в социальных сетях. Просим Вас при перепечатке данных ссылаться на нашу статью и канал. Ваши комментарии и обсуждения дают пищу для новых расследований и публикаций.
М. Михайлов