Найти тему
Катехизис и Катарсис

Как «Харлей-Дэвидсон» разрабатывал специальный мотоцикл для боевых действий в Северной Африке?

В 1941 году американская компания Harley-Davidson получила от правительства Соединенных Штатов заказ на разработку нового мотоцикла для ведения боевых действий в Северной Африке. В результате появился Harley-Davidson XA ("экспериментальный, армейский"), оснащавшийся двухцилиндровым оппозитным двигателем объемом 739 кубических сантиметров с приводом на вал - открытый цепной привод в условия пустыни быстро приходил в негодность. Кстати, конструктор мотоцикла Джон Новак "подсмотрел" это решение у Вермахта, успешно эксплуатировавшего в Северной Африке мотоцикл BMW R71. В нарушение традиций компании "Харлей-Дэвидсон", по армейским требованиям управление дросселем находилось на руле слева, а ручное сцепление - справа. На массивной задней стойке разместили легкую 40-фунтовую рацию. Большие ребра охлаждения установили перпендикулярно для лучшего обтекания потоком воздуха. Впервые в истории компании на модели XA применили полностью сварную раму, пружинно-поршневую заднюю подвеску и 14-миллиметровые свечи зажигания. Но к 1943-му году Jeep уже полностью перекрывал армейские потребности и проект мотоцикла для пустыни был закрыт (к тому времени успели выпустить 1023 экземпляра).

На основе модели XA "Харлей Дэвидсон" построили вариант мотоцикла, известный как модель XS Sidecar - это была единственная попытка в истории компании построить полноприводную машину. Также, как на современном "Урале", в XS использовался дифференциал, приводящий в действие не только заднее колесо, но и колесо коляски. Для улучшения проходимости по песчаным грунтам на все колеса установили прочные шины тракторного типа. Было изготовлено всего три прототипа, один из которых сейчас находится в музее Harley-Davidson.

Автор - Олег Энгель