Найти тему
История войн и оружия

Советский истребитель Ла-5 на Сталинградском фронте

Командир 27-го истребительного авиаполка подполковник Слуцков в августе 1942 г. на авиабазе Саваслейка.
Командир 27-го истребительного авиаполка подполковник Слуцков в августе 1942 г. на авиабазе Саваслейка.

Первой полностью боеготовой частью перевооруженной на Ла-5 стал 49-й истребительный авиаполк 234-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта. На полк возложили задачу провести войсковые испытания новой машины, за ними следили откомандированные инспекторы из штаба ВВС.

Пилоты 240-го иап. 24 августа 1942 г.
Пилоты 240-го иап. 24 августа 1942 г.

С 14 по 24 августа 1942 г. 19 Ла-5 из 49-го полка совершили 180 боевых вылетов, приняли участие в 27 воздушных боях и сбили 16 самолетов. При этом потеряли два самолета пропавшими без вести, четыре истребителя потерпели аварии из-за повреждений, полученных в бою, один - по техническим причинам, а еще один в результате тарана.

Пилоты 297-го иап
Пилоты 297-го иап

Через две недели осталось 6 боеготовых Ла-5 из 19 первоначальных. Это стало следствием быстрого переучивания пилотов, некоторые из летчиков успевали налетать до вступления в бой всего 2 - 3 часа.

В других подразделениях с Ла-5 дела обстояли подобным образом. В их число входили 27, 240, 297 и 437 ИАП 287 ИАД 8-й Воздушной Армии на Сталинградском фронте.

-4

С 20 августа по 13 сентября 1942 г. части 287-й дивизии совершили 797 боевых вылетов, в ходе которых уничтожили 87 самолетов противника. Процент потерь Ла-5 был таким же, как и в 49-м полку.

Наиболее успешно действовал 437-й полк под командованием майора Хвостикова, который позднее стал 113-м гвардейским. Его пилоты записали себе на счет 53 из 87 побед.

Младший лейтенант Патока, командир звена 240 ИАП 287 ИАД, в кабине нового Ла-5, август 1942 года. Вскоре этот истребитель вместе со своим пилотом погибнут под Сталинградом.
Младший лейтенант Патока, командир звена 240 ИАП 287 ИАД, в кабине нового Ла-5, август 1942 года. Вскоре этот истребитель вместе со своим пилотом погибнут под Сталинградом.

В 240-м иап майора Солдатенко, который был брошен в бой под Сталинградом после двухнедельной переподготовки дела обстояли хуже. С 20 по 29 августа полк выполнил 109 боевых вылетов, принял участие в 58 боях, было уничтожено 9 "Мессершмиттов" и один Ю-88.

При этом часть потеряла все свои Ла-5 и большую часть пилотов, после чего ее отвели на переформирование.

75-й иап, который пришел 4 сентября на смену 240-му, добился лучших результатов. За 3 месяца боевой работы на Сталинградском фронте полк в 57 воздушных боях сбил 63 вражеских самолета, при потере 11 Ла-5 и четырех пилотов.

В дальнейшем полк получил Як-1 и стал одним из самых результативных полков истребительной авиации советских ВВС.

Одним из подтверждений больших потерь являются воспоминания летчика Косолапова, который перегонял в учебные центры и иногда на фронт самолеты завода № 21. 27 августа 1942 г. он и еще 19 пилотов перегоняли Ла-5 подразделению, которое базировалось в Верхней Ахтубе под Сталинградом. В ходе перелета Косолапову пришлось совершить посадку и он прибыл в место назначения на 6 часов позже своих коллег. Он был в шоке, потому что узнал, что ранее прибывшие самолеты сразу были брошены в бой и погибли.

Это было неудивительно, так как Ла-5 уступал Ме-109F-4 и G-2 в вертикальном маневре, скороподъемность Ла-5 была 833 м/мин. Скороподъемность у F-4 была 1 308 м/мин, на 5 000 м самолёт забирался за 4,8 минуты. У G-2 скороподъемность была еще лучше 1 398 м/мин, на высоту 5 000 м он забирался за 4,4 мин.

По подсчетам 8-й воздушной армии за сентябрь - октябрь 1942 г. Ла-5 были только в четырех полках (287-й истребительной авиадивизии) из 18. К концу года ВВС стали получать достаточное количество новых машин и и части, вооруженные Ла-5, превратились из исключения в правило.

Были положительные отзывы о самолете со стороны летчиков. Так пилоты 5-го гвардейского истребительного полка в письме самолетостроителям завода № 21 писали, что они благодарят за самолеты и самоотверженный труд заводчан. Машина показала себя в боях хорошо. Самолет прост в пилотировании, устойчив и вынослив. "Мессершмитты" в открытый бой с Ла-5 не вступают. За один месяц пилоты полка сбили 47 фашистских самолетов, не потеряв ни одного своего.

В ноябре 1942 г. 13-й и 437-й истребительные авиаполки 201-й авиадивизии 2-го смешанного авиакорпуса 8-й воздушной армии вступили в бой под Сталинградом. Однажды, в ходе прикрытия переправ через Волгу, две пары Ла-5, под руководством капитана Тенникова, встретили 12 бомбардировщиков Ю-88, которые прикрывались 6 Ме-109. Разбившись на пары, советские пилоты расстроили боевой порядок немцев, сбили 3 и повредили 2 машины. На помощь немцам подоспели 9 двухмоторных Ме-110 и 4 Ме-109. Удалось сбить еще 6 немецких самолетов, один из них Ме-110 Тенников сбил тараном и при этом остался жив.

24 ноября 8 Ла-5 13-го полка во главе с Лышковым, прикрывая штурмовики Ил-2, сражалась с 4, а затем с 12 Ме-109. Они уничтожили 5 самолетов противника, при этом не потеряли ни одного своего. Два дня спустя 4 Ла-5, уничтожили 3 Ме-109, потеряли только один свой истребитель, который сел на вынужденную посадку.

Не менее успешно действовал 437-й полк. 1 декабря 8 Ла-5, под руководством капитана Орлова, в воздушном бою с 12 истребителями врага над аэродромом Гумрак было сбито 5 машин. В тот же день при расчистке неба для удара штурмовиков 4 Ла-5 под руководством лейтенанта Новожилова за 5 минут сбила 5 вражеских самолетов.

Спасибо за прочтение.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц