Найти в Дзене
Джесси Джеймс

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: ограбление поезда по-калифорнийски

В ночь с 30 на 31 августа 1881 г, когда оставалось лишь несколько минут до полуночи, идущий на восток поезд №1 Центральной Тихоокеанской железнодорожной компании сошёл с рельсов. Локомотив скатился с насыпи. Состав резко остановился. Пассажиры спросонья заметались в панике. “Что случилось?” – звучало со всех сторон. Сенатор Джеймс Фэйр пошёл по вагонам, успокаивая людей. “Я видел людей в масках!” – крикнул кто-то, указывая в темноту ночи. “Где? Кто? Что?” – люди прильнули к окнам. Сопровождавший почтовый вагон “Уэллс Фарго” мистер Чадвик открыл дверь и выглянул наружу. Он разглядел силуэт человека. Человек повернулся к нему и закричал: “Су…н сын, а ну-ка вылезай сюда!” Чадвик тут же захлопнул дверь и заперся внутри. Вытащив револьвер, он проверил все ли патроны на месте. Чадвик понял, что это ограбление. Однако, нападения не последовало. Прошло достаточно много времени, прежде чем в вагон "Уэллс Фарго" решительно постучали и раздался голос: “Открывайте! Это шериф Боггс! Опасности больш

В ночь с 30 на 31 августа 1881 г, когда оставалось лишь несколько минут до полуночи, идущий на восток поезд №1 Центральной Тихоокеанской железнодорожной компании сошёл с рельсов. Локомотив скатился с насыпи. Состав резко остановился. Пассажиры спросонья заметались в панике.

“Что случилось?” – звучало со всех сторон.

Сенатор Джеймс Фэйр пошёл по вагонам, успокаивая людей.

“Я видел людей в масках!” – крикнул кто-то, указывая в темноту ночи.

“Где? Кто? Что?” – люди прильнули к окнам.

Сопровождавший почтовый вагон “Уэллс Фарго” мистер Чадвик открыл дверь и выглянул наружу. Он разглядел силуэт человека. Человек повернулся к нему и закричал: “Су…н сын, а ну-ка вылезай сюда!”

Чадвик тут же захлопнул дверь и заперся внутри. Вытащив револьвер, он проверил все ли патроны на месте. Чадвик понял, что это ограбление.

Однако, нападения не последовало. Прошло достаточно много времени, прежде чем в вагон "Уэллс Фарго" решительно постучали и раздался голос: “Открывайте! Это шериф Боггс! Опасности больше нет.”

Чадвик осторожно выглянул наружу. В рассветном тумане кругом сновали люди. Это были как пассажиры поезда, так и прибывавшие на помощь из Оберна горожане, во главе с шерифом Джоном Боггсом.

“Ну, вот и до нас докатилось,” – сказал какой-то мужчина.

Действительно, Калифорнию мода на ограбление поездов достаточно долго обходила стороной. Этот случай был первым.

Железная дорога около Кэйп Хорн, где произошло ограбление
Железная дорога около Кэйп Хорн, где произошло ограбление

Сомнения, что это была неудачная попытка ограбления, пропали сразу, как только шериф и его люди обнаружили девять масок, 24 пороховых шашки Геркулес, фитили, топоры, кувалду, три фонаря и записку, в которой было написано:

“Сакраменто, 20 мая

Дик, буду в забегаловке Стампа, Невада-Сити, в понедельник. Всё в порядке.”

Ресторан Стампа в Невада-Сити был известным злачным местом, где ошивались преступники всех мастей. Боггс передал записку капитану полиции Сан-Франциско А.У. Стоуну, который считался опытным сыщиком. На помощь ему "Уэллс Фарго" направила детективов Джима Хьюма и Джона Такера, а Центральная Тихоокеанская железная дорога – детективов Фреда Бёрка, Лена Харриса и Билла Хикки. Такая мощная следственная бригада не оставляла сомнений, что злоумышленники скоро будут найдены.

Начав с ресторана Стампа, детективы стали раскручивать, появившиеся ниточки. Однако каждая из них рано или поздно приводила в тупик. В Розвилле арестовали “сурово выглядящего парня”, который вроде имел отношение к делу. Однако, как детективы ни старались, ничего у него выяснить не смогли. Как стало ясно позднее, он вообще с ограблением поезда связан не был.

Фред Бёрк, имевший репутацию сыщика, выследившего грабителей поезда Верди, нашел в Кэйп Хорн следы от повозки, которые следовали какое-то время вдоль железно-дорожных путей, а потом уходили в горы. Он последовал по ним. И даже нашел повозку. Однако затем выяснилось, что она принадлежала благочестивому фермеру, которого как-то угораздило поехать непрямоезжей дорогой.

Китаец из Грасс Вэлли сообщил детективам о группе странных ребят, которые интересовались дорогой до Невада-Сити. Появилась версия, что злоумышленников уже нет в штате, они были залётными, и после неудачи уехали куда подальше.

Шериф Боггс смотрел как идут дела у крутых сыщиков, и всё больше убеждался, что они не там ищут. Его смущало, что при, казалось бы, удачном раскладе, грабители сбежали, даже не попытавшись вскрыть вагон “Уэллс Фарго”. Такое поведение говорило о том, что это были не закоренелые преступники, а скорее местные старатели (они знали, как использовать пороховые шашки Геркулес), затеявшие самодеятельность.

Джон Боггс
Джон Боггс

Боггс решил поспрашивать местных торговцев, кому они недавно продавали большое количество пороховых шашек и фитилей. Оказалось, что покупателей было не так уж и много. Наиболее подозрительным шерифу показался некий Эд Штейнгаль, живший в хижине на Косе Пикеринга.

9-го сентября шериф Боггс и детектив Хьюм приехали к Эду Штейнгалю, где застали его в компании Джона Мэйсона, кучера из Айова Хиллс. Блюстители закона поинтересовались, чем мужчины занимаются. Получив ответ, что добычей золота, они в это не поверили. В хижине и нигде рядом не было видно инструментов, необходимых для работы. Шериф устроил обыск и вскоре был вознагражден за старания. Он нашел обрезки ткани, которые образовались при подготовке масок, найденных на месте преступления.

Штейнгаль отказался говорить, но более молодой Мэйсон был настолько запуган шерифом, что за обещание иммунитета, выложил всё, что знал.

Эд Штейнгаль
Эд Штейнгаль

В ограблении участвовало пятеро. И ни один из них не имел отношения к преступному сообществу, собиравшемуся в ресторане Стампа. Записка была уловкой, чтоб сбить следствие со следа. Главными зачинщиками были Эд Штейнгаль и Джордж Шинн, тридцатидвухлетний профессиональный игрок. Они составили план, а троих молодых людей – Мэйсона, Рубена Роджерса и Генри Фрейзера - подыскали только в августе.

По словам Мэйсона, 30-го августа преступники договорились встретиться в хижине Роджерса и уже оттуда выдвинуться к железнодорожным путям. Он признался:

“Я пришёл в хижину около двух часов дня, и когда я оказался там, то встретился со Штейнгалем. У него в кобуре был револьвер, и ещё один в мешке. Он сказал мне, что они с Шинном спрятали инструменты в кустах. Провизии в хижине было на три-четыре дня. Наши инструменты были производства Авроры, кузнечной мастерской, расположенной примерно в полутора милях от Айова Хилл. У нас имелись две кирки, две лопаты, топоры, гаечный ключ, санки, две пары резиновых сапог и около семи или восьми фунтов гвоздей. У нас также были пороховые шашки и запалы. Я не видел Роджерса до самой ночи. Мы не стали брать кирки и лопаты, но взяли топор, кувалду, гаечный ключ, пороховые шашки и запалы. В ночь на 31 августа мы вышли на железнодорожные пути. Когда мы подошли к ручью, мы сели и стали ждать. Кажется, прошло минут пять, пока пришёл Роджерс. Как понимаю, мы должны были встретиться с ним там. Он пришел около восьми или девяти. У него был револьвер и мешок, в котором, по его словам, лежали пороховые шашки, две бутылки виски, фонарь и револьвер. Я думаю, у него было двадцать четыре пороховых шашки. Он сказал, что порох нужен для подрыва почтового сейфа. Он также имел разводной гаечный ключ. Подойдя к ручью, мы попили воды и виски. Там Роджерс забыл свой гаечный ключ. Затем Роджерс, Штейнгаль, Шинн и я прошли к железной дороге. Идя вдоль дороги, мы миновали Фрейзера, сидящего по левую сторону. Он сказал "Привет!" и спросил, мы ли это. Мы ответили "Да" и спросили, есть ли у него лом. Как я понял, он должен был принести лом, и, если он не сделал этого, то нам следовало отложить нападение. Он сказал, что всё готово. Мы зашли в кусты и зарядили два револьвера. Мы прошли на место ... и подняли рельс. У нас были серьёзные проблемы с подъемом рельса, и мы сломали лом, делая это. Я и Шинн начали вытаскивать костыли, а Штейнгаль пошел вниз, Роджерс - вверх по дороге, следить за тем, чтобы никто не помешал. Правый рельс мы вынули, при этом нижний конец вдавился в землю. Затем мы пошли к песчаному островку возле телеграфных столбов и надели маски. Мы выпили по три или четыре глотка виски, разбили бутылки и стали ждать поезда.”
“Ограбление поезда” Nhaunder
“Ограбление поезда” Nhaunder

Почему не стали грабить поезд, когда он сошел с рельсов? Всё оказалось очень просто. Шинн и Фрейзер чертовски испугались того, что они творят. По признанию Мэйсона они стояли колом и не двигались, когда он бежал к почтовому вагону. Фрейзер что-то увидел и заверещал, что в пассажирских вагонах солдаты. Тут не выдержал и Штейнгаль. Он заявил, что “Добыча слишком крупна” и рванул прочь от железной дороги.

Неудачники бежали сломя голову, как кролики, в разных направлениях. Когда они, наконец, собрались вместе, то темой спора стало: кто струсил и побежал первым? Они так и не пришли к единому мнению.

В тот день, когда шериф Боггс арестовал Штейнгаля и Мэйсона, Рубен Роджерс женился на Мэри Салливан. Свадьбу устроили в Невада-Сити. Для медового месяца они сняли номер отеле Юнион. Боггс телеграфировал городскому маршалу Невада-Сити Эрасту Болдриджу ордер на арест Роджерса. Через час молодожен уже сидел в местной тюрьме. Его жена бросилась за супругом и стала умолять маршала поместить её в одну камеру с мужем. Разумеется, ей было отказано.

Боггс и Хьюм нашли и арестовали Фрейзера без каких-либо проблем. Джорджа Шинна пришлось поискать. А когда шериф пришел в здание, где он был, ловкий игрок ускользнул через окно. Только 27 октября детектив Фред Бёрк схватил Шинна на ранчо Дулин в долине Антилоп, в 18 милях от Максвелла, в округе Колуса.

Судебные процессы над неудачливыми грабителями оказались одними из самых противоречивых в истории округа Плейсер и длились более года. Когда они завершились, все участники стали знаменитостями.

Обвиняемые наняли нескольких лучших адвокатов штата, включая Джо Гамильтона, бывшего генерального прокурора, и достопочтенного Найлза Сирлса. Окружному обвинителю Уильяму Д. Ларднеру помогали два спецпрокурора, нанятых Уэллс Фарго и Центральной Тихоокеанской. Это было крайне неразумным ходом, поскольку убедило многих в округе Плейсер, что могущественные корпорации, поддерживающие обвинение, намереваются во что бы то ни стало уничтожить обвиняемых. Эти негативные настроения подпитывались общим чувством обиды на железную дорогу, которая в течение многих лет была крайне непопулярный в Калифорнии. Центральную Тихоокеанскую особенно ненавидели в округе Плейсер, потому что она отказалась платить налоги в окружную казну и по мнению местных жителей задолжала им 90 000 долларов.

Суд над Эдом Штейнгалем начался 11 ноября 1881 года. Джон Мэйсон, получивший неприкосновенность, был главным свидетелем обвинения. Через три недели процесс закончился роспуском присяжных, не пришедших к единому мнению. В феврале следующего года Штейнгаля судили повторно, и он был признан виновным в покушении на ограбление. Приговор был достаточно суров: тринадцать лет заключения в Сан-Квентине. Такой исход вызвал много удивления, так как многие ожидали, что обвиняемый будет оправдан. В местных газетах вышли передовые статьи с критикой железной дороги, которую посчитали ответственной за жесткий приговор.

Следующим перед судом предстал Джордж Шинн: его дело началось 26 июня 1882 года. Пресса и общественное мнение были полностью на стороне обвиняемого. Тем не менее Шинн был осужден, и 18 июля приговорен к двенадцати годам и восьми месяцам заключения в Сан-Квентине.

Роджерса и Фрейзера судили совместно. Их процесс начался 11 сентября 1882 года. Находясь в Сан-Квентине, Штейнгаль и Шинн признались, что Роджерс и Фрейзер были замешаны в ограблении. Более того, Штейнгаль предложил дать показания против них лично на суде.

13 сентября шериф Боггс забрал Штейнгаля из тюрьмы и привез его в Оберн вечерним поездом. Вагоны были заполнены пассажирами, возвращающимися домой с ярмарки в Сакраменто. Многие сошли, когда поезд прибыл в Оберн. Боггса на станции встретил его двадцатилетний сын и помощник шерифа Джон. Они двинулись по многолюдной улице с заключенным в наручниках. Штейнгаль шёл прямо перед ними. Когда они приблизились к зданию суда, Боггс кивнул в сторону ворот тюрьмы и приказал: «Поворачивай сюда». Две молодые женщины проходили мимо, и Штейнгаль внезапно проскочил между ними и стремительно побежал к темному переулку напротив здания суда. По привычке в случае чего открывать огонь, Боггс и его сын выхватили револьверы, но были вынуждены не стрелять, пока две девушки не перестали загораживать переулок. Залп выстрелов раздался уже тогда, когда заключенный скрылся за углом. Шериф и помощник заглянули в переулок, но Штейнгаля и след простыл. Боггс предложил вознаграждение в пятьсот долларов за беглеца, но того так никогда и не нашли.

-5

Этот побег мало того, что ударил по репутации шерифа, он еще лишил процесс над Роджерсом и Фрейзером важного свидетеля. Хотя Мэйсон заявлял, что Роджерс был при попытке ограбления, семья молодого человека дала клятву, что в ту ночь он находился в своей постели в Голд Ране. Факт женитьбы Роджерса практически сразу после ограбления также играл в его пользу. Поскольку Фрейзера судили вместе с ним, сомнения в виновности распространились и на него. 30-го сентября присяжные разошлись, не приняв решения.

Новый процесс завершился 23-го декабря. Его исход очень порадовал местную публику. Присяжные оправдали Роджерса и Фрейзера, несмотря на то, что ранее практически по тем же уликам были осуждены Штейнгаль и Шинн.

Так завершилась история с первым в Калифорнии ограблением поезда. Она стоила Джорджу Шинну долгих лет заключения, а шерифу Боггсу его поста. На следующий срок он уже не переизбирался.

(с) Свен Железнов

Ставьте лайки, если интересны другие малоизвестные страницы истории Дикого Запада!

Читайте также:

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: преступление и наказание в Вирджиния-Сити

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: Загадочная Мадмуазель

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: пират золотых приисков

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: призраки салуна “Одинокая звезда”

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: Алиса Беличьи Зубки

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: усатая мадам Дюмон

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: как Джон Булл превзошёл своего учителя

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: самая суровая разборка в Канзасе

Малоизвестные страницы истории Дикого Запада: месть Фрэнка Итона