Найти в Дзене
Мистер Грин

«День курка»: что общего у нового боевика от мастера жанра с компьютерными играми. Разбор фильма

Оглавление

Сценарий «Дня курка» был написан в 2010 году, когда идея сделать боевик по мотивам «Дня сурка» (вышел на экраны в 1993-м) казалась оригинальной. Но фильм появился на экранах только в 2021-м и после выхода «Грани будущего» уже не может похвастаться своей оригинальностью, вместо нее картина Джо Карнахана («Козырные тузы», «Команда "А"») приобрела актуальность. Сюжет «Дня курка» повторяет сюжет классической компьютерной игры, в которой игроку нужно победить различных противников, чтобы в итоге добраться до финального босса (его в фильме Карнахана играет Мэл Гибсон). Тем самым, «День курка» следует моде на видеоигры, возникшей в кинематографе в последние годы и подарившей зрителю такие громкие игровые экранизации как «Ведьмак», «Мортал Комбат» и анонсы «The Last Of Us» и «Uncharted». Были и одиночные картины для геймеров различных эпох: от олдскульной «Страны чудес Вилли» до современных «Пушек Акимбо» и «Главного героя» (релиз в 2021-м).

-2

При этом сюжету «Дня курка» присущи те же условности, что и многим видеоиграм – быстрая завязка и нереалистичный злодей со своей собственной секретной лабораторией прямо посреди мегаполиса. Но Карнахан не делает из своей картины типичный шутер, так в процессе прохождения главным героем (Фрэнк Грилло) «уровней» вдруг выясняется, что у него и цели то никакой нет, есть лишь желание отсрочить неизбежное – смерть и перезагрузку «игры». Цель у героя появляется тогда, когда тот обращается к своему прошлому, в котором бывшая жена (Наоми Уоттс) и сын становятся ключом ко всему и помогают персонажу Грилло продвинуться дальше «по уровням», а в какой-то момент даже и взломать «игру». Вот здесь и проявляется главное сходство фильма Карнахана с «Днем сурка», для героя которого много раз пережитый день становится возможностью переосмыслить свои ценности и жизнь в целом. Это сходство режиссер усиливает прямой отсылкой в сцене, когда персонаж Грилло за несколько «жизней» изучает искусство владения мечом. Тем самым, при всех своих условностях и обилием экшена фильм Карнахана обладает достаточным драматизмом и глубиной, чтобы не быть тем комедийным боевиком, в котором главная роль отводится экшену.

Карнахан-синефил

-3

Осторожно, далее в тексте встречаются спойлеры!

Многие режиссеры в своих фильмах делают отсылки к другим картинам, и Карнахан в «Дне курка» использует их во всю и зачастую так, что эти отсылки влияют на основной сюжет или являются немаловажной частью самой истории. Например, упомянутая выше сцена, в которой персонаж Грилло, Рой, учится обращаться с мечом, является отсылкой ко «Дню сурка» и урокам игры на фортепиано героя Билла Мюррея. Ну а когда Рой гуляет со своим сыном, который упоминает «Заложницу» с Лиамом Нисоном, то это не просто отсылка к известному боевику и актеру, неоднократно работавшему с Карнаханом – на самом деле у «Заложницы» и «Дня курка» много общего: сюжет обеих картин строится на том, что крутой главный герой вынужден спасать из заложников кого-то из близких.

С так же упомянутой «Гранью будущего» фильм Карнахана роднит то, как главный герой пошагово прокладывает себе путь к «финальному боссу», запоминая куда нужно бежать и когда уворачиваться – то же самое делал персонаж Тома Круза, пытаясь сначала просто выжить на поле боя с инопланетянами, а затем добираясь до Матки.

Но самая лучшая и смешная отсылка, на мой взгляд, связана с фильмом «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Многие помнят эту часть по сцене, в которой персонаж Форда сталкивается с фехтовальщиком, перед схваткой демонстрирующим свое мастерство владения мечом. Но Индиана с недовольными выражением лица просто достает пистолет и застреливает позера. В «Дне курка» возникает та же ситуация, но для героя она оборачивается несколько неожиданно, при этом комичность момента достигается тем, что Рой вспоминает ту самую сцену из «Индианы Джонса».

Карнахан-геймер

-5

Если локализованное название фильма ссылается на «День сурка», то оригинальное «Boss Level» – на классические видеоигры, где в финале игрока ожидает уровень с боссом. И Карнахан, словно опытный геймер (он, кстати, принимал участие в написании сценария экранизации популярной видеоигры «Uncharted»), обыгрывает в своей картине множество абсурдных и бесящих ситуаций, знакомых каждому игроку в видеоигры. Самый яркий пример здесь – это победная фраза, которую каждый раз произносит азиатка с мечом после очередного убийства Роя. Полно в фильме и откровенно трэшовых ситуаций, как например, вертолет с миниганом в мегаполисе или деревенщина на пикапе с гарпуном – ощущение, будто смотришь экранизацию серии GTA.

Но в фильме Карнахана есть и менее очевидные отсылки к видеоиграм, на которые обратят внимание уже опытные геймеры. Например, многим игрокам знакома ситуация, когда нужно пройти так называемую «стелс-миссию», но терпения уже не осталось, поэтому ты идешь напролом и разносишь все к чертям собачим – так же поступает и Рой в своих первых попытках пробраться в лабораторию персонажа Мэла Гибсона. Максимально смешной момент, даже если не понимать отсылку. Ну а в финале картины, когда Рой угоняет вертолет сразу же после пробуждения, это самый настоящий «спидран» – взлом правил игры, чтобы пройти ее за экстремально короткий промежуток времени. Даже средненький SGI в фильме с бюджетом в 45 млн долларов выглядит более, чем уместно, потому что увеличивает сходство с видеоиграми.

***

Дорогие читатели, если Вы хотите, чтобы эту публикацию увидело больше людей, поставьте ей лайк. А также не забудьте подписаться на канал или читайте меня в Телеграме. Спасибо!