Государство Кирибати, расположенное на архипелаге в западной части Тихого океана, много лет борется за существование. Ему угрожают не злые соседи, имеющие зуб на мирных островитян, и даже не алчные транснациональные корпорации – какое им дело до коралловых атоллов и вулканических островов?
Кирибати ведёт борьбу с морем. Вернее, с вызванным глобальным потеплением повышением уровня моря. Угроза нешуточная, ведь из 32 составляющих архипелаг островов три уже полностью ушли под воду, а судьба ещё одного решится в ближайшие годы. По этой причине почти все население Кирибати сосредоточено на острове Тарава, а это без малого 120 тысяч человек.
Столкнувшись с климатическим вызовом, Кирибати первоначально сделало ставку на строительство искусственных островов, но мировой финансовый кризис, коррупция и снижение финансовых потоков от туристической отрасли поставили на этих планах жирный крест. Тогда правительство Кирибати начало переговоры с другим островным государством, Фиджи. Терпящее бедствие государство было заинтересовано в покупке двух тысяч гектаров земли на втором по размеру острове Фиджи, Вануа-Леву. Но сделка не состоялась, хотя переговоры периодически и заходили достаточно далеко. Фиджийцы оказались не готовы принимать беженцев, даже несмотря на то, что те были готовы заплатить за землю кругленькую сумму. С аналогичной проблемой столкнулись и жители Тувалу, ещё одной страны на юге Тихого океана, но желающих поделиться территорией также не нашлось.
Это, пожалуй, самый известная (хотя и неудачная) попытка земельной сделки между двумя суверенными государствами в XXI веке.
Но в целом в истории такие сделки происходили довольно часто. Разберём три известных случая — все они связаны с территориальной экспансией США в XIX веке:
- Продажа Аляски
- Сделка Гадсдена
- Луизианская сделка.
Аляска
- Покупатель: США
- Продавец: Российская империя
- Год: 1967
- Цена: 7,2 млн. долларов.
Аляску открыли в 1723 году русские мореплаватели Гвоздев и Федоров. Первоначально её освоением занимались купцы в частном порядке, но затем это стало задачей созданной специально для этого частной Российско-американской компании – РАК.
Истинными причинами продажи были не экономические, а военные и политические: к востоку и югу от Аляски простирались владения Британской империи, отношения с которой у России оставались натянутыми всю вторую половину XIX века. Во время Крымской войны вполне реальной была угроза оккупации Аляски англичанами, и американское правительство, симпатизировавшее России и не желавшее усиления англичан, даже предложило русско-американской компании фиктивную сделку, в соответствии с которой имущество компании на три года переходило под американский суверенитет, а корабли РАК ходили под звездно-полосатым флагом. Это отсрочило, но не решило проблему, и тогда в 1857 году российский посланник в Вашингтоне предложил министру иностранных дел империи князю Горчакову продать полуостров американцам. Гражданская война в США отсрочила сделку, но после её окончания к вопросу вернулись вновь.
Переговоры прошли довольно быстро. Александр II, посовещавшись с военным и морским министрами, а также Горчаковым и министром финансов, определил минимальную сумму – 5 миллионов долларов. Тогда наш посланник сделал предложение госсекретарю США Сьюарду, и уже 18 марта последний получил от президента полномочия на ведение переговоров. Окончательный договор был подписан 30 марта 1867 года в Вашингтоне на английском и французском языке, а 3 мая – императором в Петербурге. Стоимость сделки составила 7,2 миллионов долларов, или 4 доллара 73 цента за квадратный километр.
Сделка встретила сопротивление в Конгрессе – сенаторы и члены палаты представителей высказывали сомнение, что такая покупка по карману Америке, только что пережившей кровопролитную гражданскую войну. Тем не менее, Конгресс одобрил её 37 голосами против 2 (против проголосовали сенаторы Фесседен и Моррил из Вермонта). Уже в октябре колонию передали новым хозяевам. С 1917 года этот день – 18 октября – отмечается в США как день Аляски.
Долгое время американские исследователи и политики считали покупку провалом, но факт остаётся фактом – к 1915 году только добыча золота принесла американцам более 200 миллионов долларов. Кроме того, в долине Юкона добывали олово, медь, леса и каменный уголь, а также пушнину. В России деньги, вырученные от продажи Аляски, потратили на запчасти для паровозов и другие принадлежности для железных дорог.
Продажа Аляски обросла множеством легенд. Например, считается, что Россия не получила причитающегося ей золота (хотя в архиве МИД хранится расписка в получении средств), а сам полуостров на самом деле был не продан, а лишь сдан в аренду на 99 лет. Эта версия обыгрывается в книжке Джефри Арчера «Дело чести», но правда такова, что договор вполне конкретен: Аляску продали, а не арендовали.
Сделка Гадсдена
- Покупатель: США
- Продавец: Мексика
- Год: 1853
- Цена: 10 млн. долларов.
Предметом договора, заключённого в 1853 году между Джеймсом Гадсденом и мексиканским диктатором Лопес Антонио де Санта-Анна, стали 120 тысяч кв.км. пустынной земли к югу от территории Аризона. Для сельского хозяйства эти земли были малопригодны, но покупали их и не для земледелия — основной причиной был проект трансконтинентальной железной дороги, которую хотели построить в этих местах.
Первоначально приобретение должно было стать намного больше – переговоры шли ещё и о калифорнийском полуострове, пустыне Сонора и землях к югу от Рио-Гранде – всего больше 750 тысяч километров, треть тогдашней территории Мексики! Однако наряду с вполне понятным противодействием мексиканцев, которые и эту-то сделку считали предательством национальных интересов и выставляли счёт за это никому иному, как Санта-Анне, встретилось возмущение и северных сенаторов в Конгрессе, которые были настроены протекционистски и опасались усиления южных рабовладельческих штатов – ведь колонизация нынешних Аризоны и Нью-Мексико происходила в основном переселенцами с Юга (во время Гражданской войны поселенцы даже провозгласили эти места территорией Конфедерации и некоторое время контролировали их).
Сделка Гадсдена стала предпоследним крупным изменением континентальной территории США и последним, оформившим границы с Мексикой. Несмотря на весомые 10 миллионов долларов, полученных правительством Мексики, сделка стала финалом карьеры де Санта-Анны.
Луизианская сделка
- Покупатель: США
- Продавец: Франция
- Год: 1803
- Цена: 15 млн. долларов.
В рамках этой сделки США приобрели у наполеоновской Франции четверть своей современной территории общей площадью 2,1 млн. километров по 3 цента за акр земли. Изначальная цена для американской стороны выросла за счёт выплаты процентов и составила уже 23,2 миллиона.
До подписания в 1800 году договора Сан-Идельфонсо оккупированная Наполеоном Испания передала Франции контроль над Луизианой, однако договор был секретным и окончательная передача состоялась лишь 30 ноября 1803 года, за три недели до покупки. Узнав об этом договоре, США, опасаясь возможности лишиться транзитной торговли через порт Нью-Орлеана, направили в Париж послов для переговоров о покупке города и его окрестностей. Но французы неожиданно выдвинули встречное предложение. Наполеон осознавал, что сил для удержания колонии у него недостаточно и что в любой момент она может быть захвачена Англией или США, поэтому предложил послам купить всю колонию, отказавшись от строительства в Новом свете колониальной империи.
Оказалось, что американцы к такому повороту событий совсем не готовы. Потребовались дополнительные консультации, но время было на исходе и Наполеон предложил хорошую цену – ведь только за один Орлеан правительство Америки было готово выложить 10 миллионов. В стране сделку встретили неоднозначно, считалось, что за 15 миллионов Штаты приобрели для себя осложнение отношений с Англией и войну с Испанией. Высказывались также сомнения в том, смогут ли французские и испанские колонисты, непривычные к демократии, стать достойными гражданами – а ведь условием договора было получение ими гражданства.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ 10 лучших оперных театров мира
✅ Самые знаменитые балетные сцены в России – ТОП-5
✅ Самый опасный аэропорт мира: пристегните ремни!