Найти тему

"Защита Лужина" Владимира Набокова книга vs. фильм

Сегодня 122 года со дня рождения «американского писателя, рождённого в России…» Владимира Владимировича Набокова.

Этот писатель с самым узнаваемым стилем, с длинными витиеватыми предложениями. Набоков, как художник создает с помощью слов картины поражающие пространственной глубиной и игрой светотени, которые можно рассматривать бесконечно долго, всматриваться и после каждого прочтения замечать все новые штрихи, которые ранее ускользнули от восприятия. У этого писателя интересный слог, его язык иногда сложен для понимания, но Набоков как никто другой виртуозно передает с помощью аллюзий и метафор мельчайшие и тончайшие оттенки эмоционального состояния персонажей, что позволяет читателю ощутить все эти переживания, прочувствовать их. Поэтому произведения Владимира Набокова стоит читать всем, кто хочет научиться выражать свои мысли и красиво говорить.

Конечно, все знают Набокова, как автора романа «Лолита». Но мне хочется рассказать о другом не менее известном его романе «Защита Лужина».

«Защита Лужина» — третий роман Сирина (псевдоним «раннего» Набокова). Кстати, начинать знакомство с этим автором я бы посоветовала именно с его ранних произведений.

«Защита Лужина» - это трагическая история про интроверта 80-ого уровня и шахматного гения Лужина, имя которого мы узнаем только в самом конце произведения. Лужин - человек, которому с самого детства было настолько некомфортно, неуютно и неинтересно жить в реальном мире, что он перестал быть для него реальным, подлинной жизнью для него стала шахматная жизнь.

«С гордостью Лужин замечал, как легко ему в этой жизни властвовать, как все в ней слушается его воли и покорно его замыслам».

А вот в реальном мире всё наоборот, Лужин не понимает его, не приспособлен к жизни в нем. Он небрежно одет, он в плохой физической форме. Ему абсолютно неважно, как он выглядит, что о нем подумают, ему неважно всё кроме шахмат.

«Он замечал только изредка, что существует, - когда одышка, месть тяжелого тела, заставляла его с открытым ртом остановиться на лестнице, или когда болели зубы».

Шахматы стали его защитой от мира, в котором он талантливый и по-детски наивный человек, с возвышенными мыслями и чувствами окружен толпой людей с тоскливо-обыденными и грубо-примитивными интересами. Эти ощущения были близки и знакомы самому Набокову.

Мы знакомимся с главным героем, когда он впервые должен пойти в школу. Он не хочет этих изменений в своей жизни, которые нарушат его привычный распорядок. Он пытается защититься от них, он убегает. Но далеко убежать ему не удается, ему приходится пойти в школу. Там он ни с кем не общается, становится изгоем. И с родителями у него нет доверительных отношений. Лужин понимает, что в отношениях родителей есть проблемы, но это его не особо волнует.

Его больше обеспокоен тем, что не знает чем бы он хотел заниматься, что не может никак найти того, что ему близко.

«Только в апреле, на пасхальных каникулах, наступил для Лужина тот неизбежный день, когда весь мир вдруг потух, как будто повернули выключатель, и только одно, посреди мрака, было ярко освещено, новорожденное чудо, блестящий островок, на котором обречена была сосредоточиться вся его жизнь».

Шахматы стали единственной приемлемой для него формой взаимодействия с миром. Не надо ни с кем говорить, а можно и вовсе играть вслепую, что естественно особенно понравилось Лужину.

«Он находил в этом глубокое наслаждение: не нужно было иметь дела со зримыми, слышимыми, осязаемыми фигурами, которые своей вычурной резьбой, деревянной своей вещественностью всегда мешали ему, всегда казались грубой, земной оболочкой прелестных, незримых шахматных сил. Играя вслепую, он ощущал эти разнообразные силы в первоначальной их чистоте. Он не видел тогда ни крутой гривы коня, ни лоснящихся головок пешек, - но отчетливо чувствовал, что тот или другой воображаемый квадрат занят определенной сосредоточенной силой, так что движение фигуры представлялось ему как разряд, как удар, как молния, - и все шахматное поле трепетало от напряжения, и над этим напряжением он властвовал, тут собирая, там освобождая электрическую силу».

Но вдруг из внешнего мира в его иллюзорный мир неожиданно ворвалась девушка, которая показалась ему давно знакомой.

«Появился, невесть откуда, человек, такой неожиданный и такой знакомый, заговорил голос, как будто всю жизнь звучавший под сурдинку и вдруг прорвавшийся сквозь привычную муть. <...> Была она собой не очень хороша, чего-то не доставало ее мелким, правильным чертам. Как будто последний, решительный толчок, который бы сделал ее прекрасной, оставив те же черты, но придав им неизъяснимую значительность, не был сделан. Но ей было двадцать пять лет, по моде остриженные волосы лежали прелестно, и был у нее один поворот головы, в котором сказывался намек на возможную гармонию, обещание подлинной красоты, в последний миг не сдержанное. <…> Но до самого пленительного в ней никто не мог докопаться: это была таинственная способность души воспринимать в жизни только то, что когда-то привлекало и мучило в детстве, в ту пору, когда нюх у души безошибочен; выискивать забавное и трогательное; постоянно ощущать нестерпимую нежную жалость к существу, живущему беспомощно и несчастно, чувствовать за тысячу верст, как в какой-нибудь Сицилии грубо колотят тонконогого осленка с мохнатым брюхом».

И конечно ее внимание привлек Лужин, этот непохожий на других, беспомощный и беззащитный человек.

Несмотря на свою отрешенность от внешнего мира Лужин несколько раз в жизни жизни берет инициативу в свои руки. В первый раз, когда он прогуливает школу и ходит играть в шахматы к своей тете, и когда встречает эту девушку, имени которой мы так и не узнаем.

«Должен вам объявить, что вы будете моей супругой, я вас умоляю согласиться на это, абсолютно невозможно уехать, теперь будет все иначе и превосходно».

Постоянно живя в своем иллюзорном мире, со временем Лужин стал утрачивать чувство реальности. Кстати, Набоков специально сделал фамилию главного героя созвучной английскому слову «illusion» - иллюзия.

«Становилось все темней в глазах, и по отношению к каждому смутному предмету в зале он стоял под шахом, - и надо было спасаться».

Потом у Лужина во время турнира с Турати происходит нервный срыв. Он попадает в больницу и доктор приходит к выводу, что Лужину нужно забыть про шахматы. Вместе с доктором и невестой Лужин приходит к выводу, что в его жизни была светлая пора детства, потом восемнадцать с лишним лет шахмат – потерянные годы, «темная пора духовной слепоты», а потом его невеста снова наполнила его жизнь светом.

А потом Лужин понимает, что всё, что происходит в его жизни - это игра, повторяющиеся комбинации. И начинает обдумывать защиту.

«Но с этого дня покоя для него не было – нужно было придумать, пожалуй, защиту против этой коварной комбинации, освободиться от нее, а для этого следовало предугадать ее конечную цель, роковое ее направление , но это еще не представлялось возможным».

«Единственный выход, - сказал он. – Нужно выпасть из игры».

И финалом этой истории – шахматной партии стал трагический мат, король потерпел поражение.

Прототипами Лужина стали русско-французский шахматист Александр Александрович Алехин и немецкий шахматист Курт фон Барделебен.

В 2000 году по этому роману был снят одноименный фильм «The Luzhin Defence» с Джоном Туртурро и Эмили Уотсон в главных ролях.

-2

Экранизация получилась интересной, но очень сумбурной, с абсолютно смещенными акцентами. Этот фильм стоит смотреть только после прочтения романа, иначе многое будет непонятно, а многое может быть понято неверно.

Например, второстепенный персонаж Валентинов в фильме стал главным злодеем, антагонистом, хотя в романе он просто второстепенный персонаж, о котором упоминается вскользь. Он был шахматным антрепренёром Лужина, который зарабатывал деньги на его таланте. Но никаких заговоров против Лужина и сговоров с противником не было.

В фильме именно Валентинов доводит Лужина до нервного срыва и самоубийства.

Еще в фильме зачем-то добавили эротические сцены. Хоть в этих сценах и не показывают ничего кроме лиц главных героев, все равно это смещение акцента, т.к. в книге явно подчеркивается, что до свадьбы и после отношения Лужина с женой были только платоническими. А в фильме показано как будто только физическая близость помогает возродить Лужину его угасающий талант и вдохновляет на победу.

Но больше всего меня смутила финальная сцена, она конечно, милая, но абсолютно неправдоподобная и абсурдная. Как могло получиться, что невеста Лужина (по фильму даже не его жена) по найденной в кармане его пиджака бумажке выигрывает от лица Лужина партию с Турати за звание чемпиона?!
Учитывая, что книга сосредоточена на внутреннем мире и психологических переживаниях главного героя, то в фильме, конечно, всё это невозможно передать. Актер, сыгравший Лужина мог только демонстрировать все время непонимающий, напряженный и безумный взгляд. Но это даже в сочетании с флешбэками из детства главного героя не могут передать всю глубину образа набоковского Лужина.

В целом этот фильм слишком упростил роман Набокова и свел эту блестящую литературно-шахматную партию к банальной истории о гениальном безумце, трагический любви и коварном заговоре.