Раньше в крестьянских семьях старшую дочку оставляли присматривать за младенцем с пяти-шести лет. А уже после десяти лет девочка считалась вполне исправной нянькой.
У тринадцатилетней няньки Варьки не было своего лица, потому что слишком много было на Руси таких девочек без детства
Вот какую трагическую историю о малолетней няньке рассказал нам великий русский писатель и классик мировой литературы А.П.Чехов в рассказе «Спать хочется».
Антон Павлович – мастер короткого рассказа, поэтому остаётся только удивляться – как вселенскую трагедию детей, лишенных детства, он смог передать на трёх страницах текста.
В произведении автор не даёт описание внешнего вида героини рассказа Варьки, и всё, что мы можем узнать о ней, он передаёт в двух первых строчках.
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:
Баю-баюшки-баю,
А я песенку спою...
Жизнь детей-сирот "в людях" - исковерканное деспотизмом хозяев детство
Весь дальнейший рассказ – это описание внутренних ощущений, чувств и переживаний маленькой героини.
Варька живёт в чужом доме, прислуживая в нём помощницей по хозяйству. Девочка выполняет с утра до вечера разнообразные поручения хозяев, а ночью ей приходится качать колыбель с хозяйским сыном, который, как нарочно, постоянно плачет, и не даёт заснуть уставшей за день девочке.
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется.
Гнетущая обстановка комнаты, в которой воедино сплетаются свет от зелёной лампадки и шевелящиеся тени от развешанного на длинной верёвке белья, храп мужиков за стеной и духота, постепенно доводят Варьку до состояния, промежуточного между сном и явью.
А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.
Впадая в тяжелое забытьё, девочка видит сны с безрадостными сюжетами из своей прошлой жизни, из которых её выводят лишь безжалостные подзатыльники да злобные окрики хозяев. Никаких добрых слов, а только «подлая», да «паршивая», слышит девочка в свой адрес.
Писатель из строки в строку перечисляет многочисленные приказы хозяев в течение дня: « Варька, затопи печку! … Варька, поставь самовар!... Варька, почисть хозяину калоши!... Варька, помой снаружи лестницу, а то от заказчиков совестно!...», которые девочка старается выполнить на пределе сил. Но, поскольку она так и не смогла выспаться ещё с прошлой ночи, её желание спать в течение дня нарастает с угрожающей силой.
Если с утра она ещё старается бодриться:
Значит, уже пора вставать и приниматься за работу. Варька оставляет колыбель и бежит в сарай за дровами. Она рада. Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении.
К вечеру желание спать становится просто непреодолимым:
Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать. День проходит. Глядя, как темнеют окна, Варька сжимает себе деревенеющие виски и улыбается, сама не зная чего ради. Вечерняя мгла ласкает ее слипающиеся глаза и обещает ей скорый, крепкий сон.
Бездушные хозяева фактически истязают девочку лишением сна, нагружают бесконечной работой, не оставляют времени для отдыха. В рассказе даже не упомянуто - а успевала ли Варька что-нибудь поесть?
Писатель хорошо показал, что беспросветная жизнь, изнурительный труд, ведут к отупению человека, доводят его, можно сказать, до животного состояния (заметьте, даже колыбельную песню Варька не поёт, а мурлычет (!) - уже не совсем человек), до разрушения человеческой психики.
►►► Обязательно прочитайте статью в продолжение этой темы:
Наблюдения дворянки за жизнью и бытом крестьян. Рождение, взросление, женитьба. Многое ли изменилось с тех пор?
Пытку лишением сна не выдерживают даже взрослые люди
Я специально поискала в Сети информацию о пытках лишением сна, практиковавшихся в тюрьмах многих стран в разные времена.
Утверждается, что пытка лишением сна (бессонницей) продолжительное время приводит вначале к галлюцинациям, к полуобморочному состоянию, а затем - к потере ума или даже к смерти.
А к чему могла привести пытка «лишением сна» 13-летнюю девочку? Хроническая усталость, невозможность выспаться также постепенно подводит её вначале к галлюцинациям, а затем - и к помешательству.
Вот описание галлюцинации у Варьки:
Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко... И вдруг калоша растет, пухнет, наполняет собою всю комнату.
В финале рассказа - полное помутнение сознания у малолетней няньки:
Убить ребенка, а потом спать, спать, спать...Смеясь, подмигивая и грозя зеленому пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели и наклоняется к ребенку. Задушив его, она быстро ложится на пол, смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая...
До какой же крайней точки дошло изнеможение девочки, если она увидела в младенце причину своих страданий, своего врага?
...измучившись, она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зеленое пятно и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить. Этот враг — ребенок. Она смеется. Ей удивительно: как это раньше она не могла понять такого пустяка?
Чехов очень точно описывает душевное состояние Варьки, поскольку он был не только писателем, а и врачом по образованию, часто имел дело с душевнобольными, хорошо разбирался в симптомах душевных болезней. Как отмечали его коллеги, Чехова-врача всегда интересовало душевное состояние его пациентов. Он всегда придавал больше значения не лекарствам, а воздействию на психику больного.
Один из друзей Антона Павловича так сказал о нём: «Если бы Чехов не стал писателем, он бы стал психиатром».
Трудное детство А.П.Чехова
Чехов сам настрадался в свои юные годы жизни, он даже говорил, что «в детстве у него не было детства». Ему были знакомы многие переживания Варьки, поскольку отец будущего писателя был очень деспотичным человеком, и выспаться ему также не давал.
Отец заставлял Антона, уже с первых классов гимназии, петь с пяти часов утра в церковном хоре (а были и ночные песнопения), а затем идти на учебу. Кстати, в греческой школе, где учился писатель, детей часто наказывали: били линейками и ставили в угол коленями на соль. Вечерами будущему классику, вместе с братом, приходилось до ночи помогать отцу в его бакалейной лавке. Писатель называл себя и своих братьев очень красноречиво "маленькими каторжниками".
А.П.Чехов так вспоминал о своём детстве:
"Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды..."
Поэтому Антон Павлович не мог пройти мимо темы загубленного детства, он хотел показать уродливость жизни в те времена, когда многие бесправные, беззащитные, обездоленные дети были загнаны в угол, доведены до полного отчаяния. Писатель остро сопереживал тем детям, которые, потеряв возможность решить свои проблемы, шли на самое страшное... Чехов-врач поставил диагноз жестокому обществу, где царит произвол взрослых и нещадная эксплуатация беззащитных детей. Чехов-писатель показал, как физическое и психическое насилие над ребёнком убивали в нём самое главное - душу. А без души можно пойти и на убийство...
*******************
Варька, конечно, является жертвой бездушного общества.
Но настоящая жертва - невинный младенец, которого убила несчастная девочка.
Хотя мне, с современных позиций, странно даже не то, что мать доверяла уход за младенцем 13-летней няньке, а то, что её не беспокоил постоянный плач младенца.
По мне, так нужно сразу искать причину плача (мокрый, голодный и т.д.), а не найдёшь - вызывай врача скорее. Разве не так? Жду ответов в комментариях.
Интересные факты из жизни А.П.Чехова
Я не могла пройти мимо некоторых фактов из жизни писателя.
- В гимназии его учителем математики был Эдмунд Дзержинский - отец известного на "железного Феликса" (Ф.Э.Дзержинского).
- Когда А.П.Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, одним из его преподавателей был профессор: Н. В. Склифосовский
- Не прошли для писателя даром принудительные репетиции и спевки в церковном хоре, они вызвали на всю оставшуюся жизнь отвращение к религии.
- Разговоры посетителей бакалейной лавки отца помогли А.П.Чехову стать настоящим мастером рассказа.
- А.П.Чехов писал, что в лавке отца продавалось лекарство "от беременности", в которое входили следующие ингредиенты: ртуть, азотная кислота, нефть, стрихнин и другие. Когда будущий писатель стал учиться медицине, то понял: сколько же женщин могли расстаться с жизнью, употребляя подобное средство.
- Известно около 70 известных псевдонимов писателя, под которыми он публиковал свои произведения. Считается, что были и другие псевдонимы, но пока не выявленные.
- Чехов никогда не писал произведений для детей, детская литература его не привлекала, хотя сегодня некоторые из его рассказов считаются написанными именно для детей: "Ванька", "Белолобый", "Каштанка" и другие. Писатель хотел лишь донести до взрослых то, что сам пережил и выстрадал.
▪ Антон Павлович был и врачом, и писателем, и с юмором говорил о своих жизненных приоритетах:
«Медицина — моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой».
▪ А.П.Чехов, как известно, был хорошим юмористом. Вот как он оценил свой портрет работы Осипа Браза (мы, сегодняшние, именно так и представляем великого классика))) ).
Антону Павловичу этот портрет очень не нравился, он с юмором, замечал:
«Говорят, что и я, и галстук очень похожи, но выражение… такое, точно я нанюхался хрену».
****************************
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас: