Найти в Дзене
"Хомо люденс"

«Покровские ворота»: почему Людочка – это 2-я Маргарита

В замечательной советской комедии, в 1982 г. поставленной Михаилом Козаковым, среди прочего показывается явное противостояние:

  • милый, робкий, инфантильный, впечатлительный Лев Евгеньевич Хоботов

и

  • властная, строгая, даже суровая («характер такой, что полком командовать») его бывшая жена Маргарита Павловна.

И на протяжении всего фильма разворачивается интрига: Хоботов – «отставленный, но не вполне отпущенный» муж – пытается сбежать, а экс-супруга всеми силами его старается оставить при себе.

В ход она пускает самые разные ухищрения:

1) резонные доводы. Будучи женщиной весьма начитанной, Маргарита прямым текстом дает понять своему переводчику, что он и так всю жизнь не творит что-то уникальное, а «копается в чужих предисловиях» (и эту установку он перенимает и произносит как свою), а рядом с необразованной Людочкой и того пуще деградирует;

2) уговоры, разговоры по душам. Мол, зачем тебе эта «воспитательница»? Она тебе не нужна, ты с ней всего лишь хочешь «заполнить свой вакуум»;

3) насмешки. Так, Маргарита Павловна вменяет Льву Евгеньевичу, что у него какое-то этакое пикантное, фрейдистски обусловленное, неправильное поведение;

4) апелляция к судьбе. Дескать, «это мой крест и нести его мне!»;

5) угрозы и даже принуждение. Смех смехом, но когда более цивилизованные методы исчерпаны, экс-Хоботова сначала просто выгоняет Людочку, a потом доводит бывшего мужа до приступа и затем до операционного стола.

Остается не ясным: действительно «отросток» аппендикс Хоботова «шалил» или просто так «удачно» получилось, что героя упекли в клинику (не зря ведь потом звучит фраза «ловко они вас упрятали»).

В итоге бедолагу уже хотят увезти жить в одной квартире с новой семейной парой Маргариты Павловны и Саввы Игнатьевича. А оттуда бы, как понимал Хоботов, ему «не было исхода». Но тут вмешивается милый Костик и ситуация до абсурда не доходит.

Когда интрига достигает апогея, зрители уже максимально на пределе желают Хоботову избавиться от Маргариты и перейти к Людочке.

Но вот ведь… «засада». Если более внимательно отследить кое-какие мелочи, которые режиссер показывает не случайно, а намеренно, и потом обдумать их, можно сделать довольно неутешительный для Хоботова вывод:

от одной Маргариты он переходит… в руки другой Маргариты, только не такой прямолинейной, но более хитрой.

Самый явный эпизод, который позволяет так думать, – это поведение Людочки в привычной ей обстановке, тогда, когда жених ее не видит.

Помните, она ему витамины кoлoла? А потом Хоботов, смущенный общением с девушкой, выскакивает в коридор и летит дальше на крыльях зародившегося милого чувства.

Что происходит после этого в кабинете? В дверь ломится следующий пациент – громкий верзила. И Людочка говорит ему таким же громким, очень уверенным голосом: «Р-раз-з-здевайтесь!» И четкими движениями (как револьвер заряжает) готовит шприц для очередных витаминов.

Кадр из фильма «Покровские ворота». Вот так мы выглядим обычно
Кадр из фильма «Покровские ворота». Вот так мы выглядим обычно

Это не просто уверенный голос. Это голос хозяйки. Голос женщины, которая твердо знает, чего она хочет. Голос человека, который вполне умеет ставить цели и достигать их, распоряжаться тем, что считает принадлежащим ему.

И где в этот момент славная, милая, робкая девочка, которая общается с Хоботовым? В его отсутствие Людочка становится сама собой: такой же, как… Маргарита.

Нет, конечно, целиком и полностью Людочка с Маргаритой не совпадает. Причем, если можно так выразиться, не совпадает с 2 сторон:

1) Людочка банально не дотягивает до интеллектуального уровня образованной Марго. Если последняя – личность довольно глубокая и поднаторевшая в общении с высоко образованными людьми, то вотчина нашей медсестры – это кабинет с пациентами и с их… э… ну, как выразился Хоботов, с тем, «куда шприц вошел». (Никого не хочу обидеть. Это просто образ и просто шутка.)

Нет-нет, она тоже неглупая девочка. Взять хотя бы ее сработавшую стратегию по завоеванию Хоботова, который так и не заподозрил, что девочка все время перед ним играет. Стратегия спланирована и реализована весьма умело.

Кадр из фильма «Покровские ворота». Сравните с образом на предыдущем фото
Кадр из фильма «Покровские ворота». Сравните с образом на предыдущем фото

Однако после свадьбы Хоботов спустя время заскучает с этой Людочкой. С одной стороны, она перестанет слушать его литературоведческие байки а-ля «слышали новость – Эмиль Золя угорел?!». С другой стороны, умному и разносторонне развитому Хоботову надоест видеть перед собой простоватое личико;

2) Людочка не такая, пардон, нaxpaпистая, как Маргарита. Если экс-Хоботова всё делает громко, то будущая Хоботова ко всему подходит тихо, исподволь. Поэтому ее не раскусил не только Лев Евгеньевич, но даже Костик.

Кстати, про Костика!

В «Покровских воротах» есть еще одна героиня, которую, на 1-й взгляд, можно было бы сравнить с Маргаритой Павловной. Ее даже зовут так же. Это Костикова невеста из пафосной сталинской высотки на Котельнической набережной, девушка с непыльной работы в загсе – Маргарита.

Но эта Маргарита как раз гораздо менее «опасна». Во-первых, она флегматична и, похоже, ленива для интриг. Во-вторых, на нашего Костика, извиняюсь, «где сядешь, там и слезешь».

Нет-нет, конечно, со временем Костик, как он сам и предсказывал, станет умеренным. (Ах девушки, как вы не правы, говоря: «Не может быть! Он нас пугает!») Но управлять собой он уж точно не позволит.

А вот Хоботовым руководить до конца жизни будет Людочка.

Вывернувшись из-под гнета одной сильной женщины, он попал во власть другой почти такой же. Правда, у Людочки иная «манера правления»: как уже сказано, исподволь.

Конечно, громкие скандалы устраивать она не будет. Хотя бы потому, что для нее, как выразилась героиня «Иронии судьбы», Хоботов – «последний шанс». Упустить его нельзя: а что, мужчина умный, будет ей понемножку зарабатывать. И вообще, главное – что мужчина рядом. А для почти-послевоенных лет это огромное достижение. После войны мужчин-то было мало.

Поэтому Людочка будет всеми силами удерживать Хоботова при себе. Правда, более мягко, чем Маргарита. Но так же властно и не спуская контроля.

Условно говоря, ее власть над Львом Евгеньевичем – это власть не льва, но лиса, по теории Никколо Макиавелли. Но это именно власть, а не партнерские равноправные отношения.

И со временем она будет постепенно переходить во власть льва. И Хоботов тоже будет всё чаще видеть лицо и манеры, какие мы видим у Людочки, когда она общается с пациентами в отсутствие своего жениха.

Вот вам и «под маскою овцы таился лев»…

Кстати, это не единственная подобная «проруха-подстава». Читайте, например, статью про уже упомянутых героев: «"Ирония судьбы, или С легким паром!"»: почему Женя Лукашин – это маленький Ипполит».