С 1991 года парк тракторов сократился в Российской Федерации почти на 940 тыс. ед., в среднем на 31 тыс. ед. в год. Однако, как положительную тенденцию в развитии отечественного тракторостроения можно рассматривать то, что с 2013 по 2019 годы выпуск тракторов в Российской Федерации увеличился в 6 раз и составил 3 355 ед.
В январе прошлого года Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации провел совещание на тему «Актуальные вопросы развития отечественного тракторостроения». Первый заместитель председателя комитета С. Г. Митин отметил, что несмотря на предпринимаемые правительством и профильными министерствами меры по технической модернизации аграрного сектора экономики, парк сельскохозяйственной техники страны характеризуется критической недооснащенностью и высокой степенью морального износа. Так, парк тракторов и самоходных уборочных машин с начала 90-х годов сократился в 6 раз, тракторы с вышедшими сроками амортизации и эксплуатации (10 лет и старше) составляют почти 60 % всего парка тракторов, около 30 % – тракторы от 3 до 10 лет, и только 10 % – это тракторы до 3 лет эксплуатации.
Наш аграрный сектор катастрофически отстает по обеспеченности тракторами на единицу площади. На рисунке приводятся данные по количеству тракторов, приходящихся на 1000 га пашни в различных странах с развитым аграрным сектором.
Парк тракторов
и аграрный потенциал
Конструкция трактора тесно переплетается с его технологическим совершенством, его потребительскими качествами. Формирование парка тракторов и его перспективное развитие осуществляются на основе реализации и совершенствования научно-обоснованного типажа, построенного по тяговому классификационному признаку. Указанный типаж соответствует требованиям сельскохозяйственного производства, но лишь при обязательном выполнении двух основных условий.
Первое заключается в полном обеспечении потребности в различных типоразмерах тракторов применительно к условиям соответствующих зон России. Второе требование касается постоянного воспроизводства и развития тракторного парка как по количеству работоспособной техники, так и по его структуре. Однако ни то, ни другое требование в настоящее время в Российской Федерации не выполняются.
На парламентских слушаниях по теме «Обеспечение обновления машинно-тракторного парка агропромышленного комплекса» президент Ассоциации «Росспецмаш» К. Бабкин заявил, что производство тракторов для сельского хозяйства в России в 2020 году составит 4200 штук, что в 13 раз больше, чем в 2013 году. Экспорт по прогнозу составит 480 единиц тракторной техники, превысив в 20 раз показатель 2013 года. При этом возрастает роль современной российской мощной энергонасыщенной техники.
В последнее время насыщение парка тракторов отечественного АПК происходит в основном моделями, относящимися к тракторам общего назначения, которые по разным причинам не могут быть использованы для выполнения работ по уходу за пропашными культурами.
В общем количестве тракторов, произведенных за 2020 год, доля отечественных марок составила 46 %, иномарок российской сборки – 54 %, из них 30,7 % собрано из тракторокомплектов МТЗ, 1,8% – из комплектов ХТЗ, 21,5% – из комплектов иностранных марок (Versatile, New Holland, Agrotron, Axion, John Deere, Xerion).
Основная масса моделей тракторов, выпускаемых в России, не может использоваться для работ в междурядьях пропашных культур. Почему? Потому что на тракторах широкий профиль движителей, и тракторы обладают большой эксплуатационной массой.
Важное значение для универсально-пропашного трактора имеет и компоновочная схема. Универсально-пропашной трактор не может быть выполнен по схеме с ломающейся рамой (сочлененные полурамы). Применение такой схемы исключено по причине кинематики агрегата при управлении им во время движения в междурядьях растений.
Таким образом, из тракторов, выпускаемых на российских заводах, возможно использовать на междурядных обработках модели Deutz Fahr Agrolux 4.80, Deutz Fahr Agrotron 1130, Terrion ATM 3180M, Terrion ATM 4200, МТЗ 1221.
Выступая 19 марта 2021 года на совещании в ТПП Российской Федерации председатель Комитета по развитию агропромышленного комплекса, академик РАН Чекмарев П.А., очень точно заметил, что сельхозпроизводитель не обойдется без машиностроителей, как и необходимость в машиностроителях отпадает при отсутствии отечественного сельхозпроизводителя. Россия обладает самым большим в мире сельскохозяйственным потенциалом. Однако для реализации имеющегося потенциала необходимо иметь класс крестьянства, т. е. тех людей, которые живут и работают в системе агропромышленного комплекса России. А статистика говорит о том, что за последние 18 лет на селе численность работающих снизилась более чем в два раза с 10,7 млн чел. до 4,3 млн чел.
Анализ ситуации в области отечественного тракторостроения позволяет сделать вывод, что в Российской Федерации в настоящее время полностью отсутствует производство универсально-пропашных тракторов.
Главными причинами такого положения является отсутствие государственного заказчика на данную продукцию. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в настоящее время не выполняет функцию заказчика. Нет механизма, по которому Минсельхоз мог бы требовать от Минпромторга производить ту продукцию, которая необходима аграрному сектору. С другой стороны, для Минпромторга Российской Федерации не имеет значения, кто будет покупать продукцию тракторных заводов – отечественный сельхозпроизводитель, или зарубежный. Сейчас сложилась такая ситуация, что при том диспаритете цен на продукцию машиностроения, энергоносители и продукцию сельского хозяйства основная масса работающих в аграрном секторе организаций не способна покупать сельхозтехнику (в том числе и тракторы) в достаточном объеме для расширения производства и, соответственно, продукция отечественного сельхозмашиностроения (при условии хорошего качества исполнения) будет ориентирована на внешний рынок. Ограниченные с точки зрения дальнейшего развития отрасли возможности внутреннего рынка заставляют как регулятора, так и самих производителей сельхозтехники уделять повышенное внимание вопросу расширения экспортного канала сбыта.
В 2017 году Правительством Российской Федерации была принята Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года, которая предполагает, что поставки на внешние рынки станут основным драйвером развития российской отрасли сельхозмашиностроения в целом. В соответствии с целевыми индикаторами реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года соотношение экспорта и отгрузок продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутренний рынок должно к 2025 году составить 1:1.
Каким образом тогда АПК России выйдет на индикатор в $45 млрд к 2025 году, обозначенный Президентом РФ во время прямой линии 20 июня 2019 г?
Не хотелось бы делать политические прогнозы, но случись в Белоруссии сценарий по типу Украины, и поставки тракторов «Беларус» могли бы прекратиться. Чем тогда будем обрабатывать наши поля с пропашными культурами, а это сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, картофель и многие-многие другие?
О сложившейся ситуации можно сказать следующее:
- в настоящее время в Российской Федерации налажено ХОРОШЕЕ производство колесных тракторов общего назначения. В первую очередь, это производство машин на Петербургском тракторном заводе и заводе Ростсельмаш;
- в тоже время в Российской Федерации ПОЛНОСТЬЮ отсутствует производство колесных универсально-пропашных тракторов классов 1,4 и 2, необходимых при производстве пропашных и овощных культур;
- сложившееся положение в тракторостроительной отрасли связано с отсутствием государственного заказчика на данный вид продукции, хотя она является образующей в системе АПК;
- существующий парк сельскохозяйственных тракторов Российской Федерации находится в критическом состоянии, 60 % парка превышает срок эксплуатации (10 лет и выше), всего 10 % парка составляют тракторы менее 3-х лет эксплуатации;
- потеря в тракторном парке за последние 30 лет (начало суверенитета Российской Федерации) почти 1 млн тракторов привело к потере 6,4 млн человек, непосредственно занятых в сельском хозяйстве (в настоящее время в Российской Федерации в сельском хозяйстве занято около 4,3 млн чел.);
- при том диспаритете цен, который сложился на продукцию машиностроения, энергоносители и продукцию сельского хозяйства основная масса предприятий, работающих в аграрном секторе, не способна вести расширенное воспроизводство, что ведет к дальнейшему сокращению парка тракторов в отечественном АПК;
- при условии хорошего качества исполнения тракторов на отечественных предприятиях продукция будет ориентирована на внешний рынок;
- ниша производства универсально-пропашных колесных тракторов класса 2 может составить только для внутреннего рынка порядка 60 тысяч тракторов в год.
Из всех моделей тракторов по своим характеристикам лучшими агротехнологическими качествами, предъявляемыми к универсально-пропашному трактору, обладают модели Fastrac 2170 британской компании JCB и трактор ЛТИ 162.5, выпуск которого готовится на новом производстве в г. Ижевске.
Модели выполнены по т. н. «интегральной» компоновочной схеме, преимущества которой перед «классической» можно было бы раскрыть в отдельном материале. Однако у английской модели есть серьезный недостаток – цена. Этот недостаток все еще составляет преимущество нашей техники, но мы рискуем утратить это преимущество в самое ближайшее время.
А.Г. Пономарев,
руководитель лаборатории ФГБНУ «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ», г. Москва