Илоты – это одна из самых распиаренных и мифологизированных тем античности, как в целом Спарта. Считается, что илотия, как институт общинного крепостничества, прерогатива исключительно спартанского общества. Но, как оно обычно бывает, это глубокое заблуждение. Это прерогатива всех дорийских греков, которые когда-то завоевали других греков.
То, что я называю общинным крепостничеством, не имеет определенного научного термина. Я имею ввиду - общину, которая жила где-то и была захвачена другой общиной, и полностью перешла в крепостное пользование другой общины.
Существует четыре греческих племен – ионийцы, эолийцы, ахейцы и дорийцы. Первые три жили в Греции на протяжении веков. Но потом случился коллапс Бронзового Века. Всем резко стало плохо, жрать нечего, так еще и с севера пришли племена варваров, позже названные дорийцами. Дорийцы захватили часть Греции, вытеснили ахейцев с пьедестала гегемона и начали тут жить. Последующие века будут омрачены борьбой между дорийскими полисами (Аргос и Спарта), а потом уже борьбой с ионийскими Афинами.
Дорийские племена были носителями варварской культуры и общественного строя. Общественно-экономическое развитие у этих племен было на очень низком уровне. Буквально, в зачаточном. Так, у них не была развита частная собственность. Потому все было общинное. Когда они пришли и захватили часть Греции, оказалось, что надо куда-то девать коренное население. С рабством дорийцы, в классическом нашем понимании, скорее всего не были знакомы. Т.е. пленных брать могли, работать заставлять могли, но их было не так много и это не было поставлено на промышленный поток. Да и в жертву принести богам будет много полезнее. Как я уже говорил, дорийцы были очень слабо развиты в общественно-экономическом плане. Проблему коренного населения дорийцы решили весьма и весьма нетривиальным для того времени Греции и вообще для истории человечества того времени способом – оно просто стало податным, как крепостные средних веков. Т.е. коренное население никто вырезать не будет, никто у них забирать земли и имущество не будет, продавать, как рабов тоже не будет, но они за это должны будут ежегодно платить фиксированный налог с урожая и никуда не уходить с прикрепленной земли. Так появились спартанские илоты, фессалийские пенесты, клароты и мноиты критян, гимнеты аргивян и т.д.
Изначально устройство этой системы было одинаковым во всех дорийских полисах. Но время шло, дорийцы уже крепко осели в Греции, культурно обогащались ахейским наследием, тесно контактировали с греками и постепенно сами становились греками со всеми отсюда вытекающими последствиями. В итоге у них развилась частная собственность, общественное устройство, появились институты власти в классическом понимании и многое другое. С этими изменениями менялось и положение «крепостных». Если изначально все они были имуществом общины, то в конечном итоге они стали частной собственностью. Хоть и прикрепленными к земле, но частной. Как и сама земля, которая тоже была общинной, но с течением времени перешла в руки частных владельцев. К сожалению, у нас нет подробной информации о положении этих «крепостных». Точно можно сказать, что они не были рабами, но и не были свободны.
Единственное государство, которое сохранило свои дорийские корни в полном смысле этого слова, Спарта. Благодаря законам Ликурга спартанцы смогли сохранить роль общины в жизни, как граждан, так и «крепостных», не давая развиваться частной собственности на землю у «крепостных». Да и вообще собственности, как таковой, у спартанцев не было. Тут происходили совсем иные процессы, нежели в других дорийских полисах. Ликургом был оформлен и узаконен институт илотии. Законом было прописано, кто такие илоты, какое право имеют, что и кому должны. Законом же было прописано, что илотов нельзя продавать, обменивать и уводить с земли, к которой они прикреплены, что их имущество неприкосновенно, как их жены и дети.
Превращение завоеванных в податное население, прикрепленное к земле и являющееся общинным имуществом – это общая черта всех дорийцев. Но именно Спарта смогла вывести это на качественно новый уровень, создав целый институт илотов, и на протяжении веков поддерживать созданный ими порядок. Ведь этот порядок ограничивал не только самих илотов, но и самих спартиатов.
Автор - Ерсултан Тохтарбаев