Найти тему

Дом для "русского Монте-Кристо", который построил в Петербурге главный зодчий Москвы

Вонлярлярские. Правильно прочитав эту фамилию, вы не забудете её никогда. Как и историю самих братьев, Александра Александровича и Василия Александровича, и их любимого архитектора, который выстроил для них имение в Смоленске, откуда они родом.

А в Петербурге он создал для братьев шикарный дом на том месте, которое уже было подготовлено для другого архитектора. Для постройки этого дома братьям даже пришлось утвердить его проект у самого императора Николая I.

Фото с сайта https://2gis.ru
Фото с сайта https://2gis.ru

И (о, какой скандал!) дом в самом центре Петербурга начал строить московский архитектор! А между тем, архитектор не просто очень талантливый, но человек с удивительной, очень непростой судьбой...

М.Д.Быковский. Фото из Википедии
М.Д.Быковский. Фото из Википедии

Михаил Доримедонтович (так правильно пишется его сложное отчество - через "и") Быковский родился в Москве в 1801 году, в ремесленной мещанской семье. Русские мещане в то время - самое бесправное и забитое сословие, ниже их  по статусу были только крепостные крестьяне. Мещане хоть и обладали личной свободой, но принадлежали к податному сословию, они не имели права поступать в учебные заведения, на государственную службу, получать жалование. Семья Быковского, правда, была немного другого уровня, чем все вокруг, так как его отец, хоть был безграмотным, но будучи искусным столяром, самоучкой выучился изготавливать иконостасы, а мать любила рисовать, хотя на это никогда не хватало времени. Благодаря своему иконостасному производству, отец был знаком с некоторыми архитекторами и, заметив в подросшем сыне яркое дарование и настоящую одержимость художественным творчеством и черчением, отдал его в учение архитектору Доменико Жилярди.

Д. Жилярди. Литография М. Д. Быковского. 1-я четв. XIX в. (ГПИБ)
Д. Жилярди. Литография М. Д. Быковского. 1-я четв. XIX в. (ГПИБ)

Когда у него стал учиться Быковский, Доменико, или Дементий Иванович, как его стали звать в Москве, был уже знаменитым, всеми уважаемым зодчим, одним из главных архитекторов послепожарной Москвы. Михаила он выделил сразу: очень скоро он стал одним из любимых его учеников, а с семнадцати лет и помощником. С этого момента Быковский участвует в строительстве нескольких усадеб, которые ведет его учитель, знакомится со многими их владельцами - представителями знатных аристократических фамилий, что очень пригодилось ему в дальнейшей жизни, тем более, что после смерти отца он стал главой семьи - на руках у него остались мать и младший брат. Не прекращая учёбы, он продолжает иконостасное дело отца, рисует на продажу карандашом и акварелью портреты, пейзажи, рисует на камне, пишет декорации и принимает молодых людей для обучения архитектуре. Но всё это - от случая к случаю, потому что перед ним стоит неприступная стена его происхождения. Можно себе представить, какой дикостью казались Жилярди реалии тогдашней русской жизни! И он начинает упорную борьбу за своего любимого ученика, за признание его прав в обществе. Эта борьба растянулась не много, не мало - на десять лет. Жилярди использовал все свои связи, обращался даже к вдовствующей императрице Марии Федоровне, с которой ему приходилось общаться, будучи архитектором Воспитательного дома. Но Быковский освобождался от податного сословия лишь временно, до очередной ревизии податей. Разрешения о поступлении на службу так и не последовало.

Зато во время работы вместе с Жилярди в Московском воспитательном доме, Быковский познакомился с Александром Вонлярлярским, где тот служил в качестве директора этого дома.

Александр Александрович Вонлярлярский. Фото из Википедии
Александр Александрович Вонлярлярский. Фото из Википедии

Только эта служба казалась Вонлярлярскому малоинтересной и будучи человеком весьма деятельным и имея связи в аристократических кругах (любовница Николая I – Варвара Аркадиевна Нелидова – была его двоюродной сестрой), Александр Александрович взялся за совершенно новое для того времени дело – создание железных дорог в России. Деятельность в этой области (не совсем честная!) принесла Вонлярлярскому огромные прибыли, позволившие ему вести расточительный образ жизни и строить шикарные дома. И в 1840-е годы он заказал проект возведения дома у Благовещенского моста в Петербурге Быковскому.

Жакотте, Луи-Жюльен (Автор рисунка Шарлемань И.И.) Россия, 1850-е Вид Благовещенской площади в Петербурге. Фото с сайта https://www.citywalls.ru
Жакотте, Луи-Жюльен (Автор рисунка Шарлемань И.И.) Россия, 1850-е Вид Благовещенской площади в Петербурге. Фото с сайта https://www.citywalls.ru

Это единственная постройка архитектора в Петербурге, осуществленная им в 1847 году. Дом был шикарен: в нем был и зимний сад с редкими тропическими растениями и фонтанами, и концертный зал в виде капеллы,и бальный зал, и другие помещения, связанные друг с другом арочными проемами. Представление об этом сказочном великолепии можно получить по сохранившимся рисункам художника Шарлеманя, выполненным в 1852 году, и самого Быковского.

Именно за тягу к роскоши Александра Вонлярлярского современники и прозвали "русским Монте-Кристо". А его брата, Василия, который тоже часто бывал в этом доме - "русским Дюма", ведь он всего за три года написал семь томов сочинений в изящном стиле французских романистов Дюма-отца и Эжена Сю, которые пользовались большой популярностью у современников. Наверное, Василий Александрович написал бы ещё, но скоропостижно умер в возрасте 38 лет.

Василий Александрович Вонлярлярский. Фото с сайта https://bogatov.info
Василий Александрович Вонлярлярский. Фото с сайта https://bogatov.info

Нельзя не упомянуть и о третьем брате Александра и Василия – Николае Вонлярлярском, который открыл талант будущего художника Микешина. На средства старшего брата – Александра – юный Микешин в 1852 году был привезен в Петербург и определен в Академию художеств по классу батальной живописи. Таким образом, наш город обязан, в какой-то степени, братьям Вонлярлярским ещё и появлению памятника в Екатерининском сквере.

В начале 1861 году Академия наук назначила конкурс на проект памятника Екатерины II, приуроченный к 100-летию её восшествия на престол. Было представлено около 8 проектов, премии удостоился проект художника М. О. Микешина, который и был утвержден. Автор фото: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3413340
В начале 1861 году Академия наук назначила конкурс на проект памятника Екатерины II, приуроченный к 100-летию её восшествия на престол. Было представлено около 8 проектов, премии удостоился проект художника М. О. Микешина, который и был утвержден. Автор фото: Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3413340

А в усадьбе Вонлярово Смоленской губернии – родовом имении Вонлярлярских – до 1941 года можно было любоваться мраморным иконостасом и двумя двухметровыми вазами в парке, по рисункам Микешина. В этой же усадьбе находится до сих пор и церковь Александра Невского работы архитектора Быковского.

Но, вернёмся в Петербург. После смерти Александра Вонлярлярского его наследники продали дом. В 1910 году в здании разместился ресторан "Старый Донон" – один из известнейших в императорской столице. Это было излюбленное место встреч литераторов и ученых, композиторов и художников, аристократов и сановников.

Снимок сделан в начале XX века перед перестройкой интерьеров дома (1910-1911 гг. ) под ресторан "Старый Донон". Фото с сайта https://interior.ru-best.com
Снимок сделан в начале XX века перед перестройкой интерьеров дома (1910-1911 гг. ) под ресторан "Старый Донон". Фото с сайта https://interior.ru-best.com

После революции особняк Вонлярлярских стал заселяться новыми жильцами, переселенными с окраин. Внутреннее убранство стало постепенно уничтожаться. В 1930 году по проекту архитектора Вайтенса дом был надстроен и приспособлен под общежитие, что привело к окончательной утрате некогда роскошных интерьеров. Впоследствии в здании размещались различные организации. О былом великолепии сейчас напоминают лишь кариатиды на уровне второго этажа да каменный арочный портик со стороны площади Труда.

А как же складывалась дальнейшая судьба Быковского? Жилярди продолжает хлопотать за него - пишет письмо ректору Петербургской Академии художеств, дает ему восторженные аттестаты. И перелом происходит. Совет Академии избирает его в "назначенные" и задаёт ему программу на звание академика архитектуры - проект "карантина на морском берегу". С этим заданием молодой зодчий блестяще справляется, и в 1831 году получает заветное звание. Это событие круто изменило его судьбу, - словно по мановению волшебной палочки его принимают на действительную службу в архитектурное училище, где раньше он вынужден был работать по найму, годы работы там на "птичьих правах" ему засчитывают за действительную службу, а через 5 лет, ​ при утверждении этой должности, он становится директором училища. В 1834 году, после смерти О.И. Бове, он наследует его должность чиновника особых поручений при московском генерал-губернаторе князе Д.В. Голицыне, то есть становится главным архитектором города. А Жилярди, даже вернувшись на родину, до конца жизни с ним переписывался и добился его международного признания - звания почетного члена Миланской академии художеств.

М.Д. Быковский прожил долгую жизнь - 84 года, ​ практически, именно он определял всё московское зодчество второй половины 19 века. Многие его произведения сейчас реставрируются, особенно церкви. Похоронен архитектор на Ваганьковском кладбище рядом с младшим сыном - тоже известным зодчим.

Изучив биографии наших героев, я всё думала, почему Александр Вонлярлярский - "известный прожектёр и аферист", как написал о нём историк Столпянский в своей книге "Старый Петербург", сделал своим архитектором именно Быковского? Чтобы потешить свое самолюбие, наняв главного зодчего Москвы? Или их связывала дружба? Тайну, на мой взгляд, приоткрывает любимая поговорка "русского Монте-Кристо": "Надо стремиться к невозможному, чтобы получить лишь возможное". Мне кажется, именно под этим девизом жил и творил Михаил Быковский.

P.S. Эта статья написана в соавторстве с Ириной Леонидовной, которая, будучи москвичкой, рассказала о своём земляке, подарившем нашему городу этот удивительный дом.

Подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине" и читайте ещё: