Найти в Дзене
Советский экран

Не только Ипполит: лучшие роли Юрия Яковлева

Оглавление

25 апреля родился один из самых обаятельных отечественных актёров Юрий Яковлев. Удивительно, но, когда он приехать поступать в театральный вуз, ВГИК его не принял: приёмная комиссия посчитала его внешность некиногеничной. Яковлев великолепный разноплановый актёр. Ему покорялись как комические роли, так и драматические.

Давайте же вспомним лучшие роли Юрия Яковлева по случаю его дня рождения.

«»

«Идиот» (1958)

-2

Князь Мышкин стал первой крупной ролью Юрия Яковлева. Эта работа сделала его известным на весь союз. Высокий и стройный актёр с пронзительным взглядом, аристократическими манерами и бархатным голосом сразу понравился режиссёру Ивану Пырьеву:

«Во всём облике актёра ощущалось какое-то природное благородство. Ему была свойственна простота, мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь он был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния».

Яковлеву так хорошо удалось показать человека не от мира сего, что к концу съемок он был истощен. Фильм охватывает лишь первую часть романа, и Пырьев собирался приступить к работе над второй серией. Но Яковлев отказался сниматься, так как находился в тяжёлом душевном состоянии после погружения в роль. Режиссёр не стал искать ему замену, поэтому роман Достоевского остался экранизирован не до конца.

«Гусарская баллада» (1962)

-3

«Гусарская баллада» – это фильм, с которого началась дружба и многолетнее сотрудничество Эльдара Рязанова и Юрия Яковлева. Изначально режиссёр видел Сергея Юрского в роли поручика Ржевского, но его удалось переубедить и отдать роль Яковлеву. Смелый, благородный и обаятельный герой в исполнении Юрия Васильевича очень понравился зрителям. После выхода фильма в прокат резко возросло количество анекдотов про поручика Ржевского, так что Яковлев внес весомый вклад в популяризацию и развитие этого фольклорного персонажа.

«Анна Каренина» (1967)

-4

Роль Стивы Облонского в фильме Александра Зархи была самой любимой у Яковлева. Он чувствовал душевное родство со своим героем и хорошо понимал его. Это помогло ему точно попасть в образ жизнелюбивого барина с душой нараспашку.

«Каждый из нас понимает, живёт ли он в своё время или не в своё. Я-то знаю точно, что попал не в своё. Должен был жить во второй половине XIX века. И я всё время играл не тех, кого мне нужно было играть. Но попадания случались. Абсолютно точное, стопроцентное — Стива Облонский в „Анне Карениной“... Он для меня — воплощение дворянства из фамусовско-грибоедовской Москвы, из тех, кто умел жить с удовольствием, в полную силу. Московский барин, не петербургский — это важно».

«Опасный поворот» (1972)

-5

В 1972 году Яковлев сыграл у Владимира Басова в детективном мини-сериале «Опасный поворот». Юрий Васильевич исполнил роль бизнесмена Роберта Кэплена, который пытается выяснить истинную причину самоубийства брата. Постепенно детективный сюжет уступает место тонкой психологической драме со сложными и неоднозначными персонажами. Яковлев создал образ честный, немного наивного героя, который оказался не готов узнать правду о близких людях.

А если вам интересно почитать о лучших фильмах Владимира Басова как режиссёра, рекомендую эту статью.

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

-6

«Иван Васильевич меняет профессию» уже почти полвека остается одной из самых любимых отечественных комедий. И хотя Гайдай писал сценарий под Юрия Никулина, сейчас трудно представить себе в роли Ивана Грозного/Бунши кого-либо, кроме Яковлева. По словам Натальи Крачковской, на съемочной площадке он мгновенно переключался с одного героя на другого. Правда, по признанию самого актёра, не всё получилось сразу:

«Сначала сниматься в фильме было довольно трудно. Царя всерьёз играть было нельзя, потому что это комедия. И всё же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашёл к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперёд, и они стараются её скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он ещё и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось».

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975)

-7

Хоть Ипполит не был главным героем в фильме «Ирония судьбы», харизма и тонкая актёрская игра Юрия Васильевича очень понравились зрителям. Ипполит в его исполнении получился одновременно и смешным, и драматичным, и по сей день так же любим в народе, как и Надя с Лукашиным.

«После новогодних показов „Иронии судьбы“ люди обращаются ко мне так: „Здравствуйте, Ипполит“, „С Новым Годом, Ипполит“ или того хлеще „Ипполит, с лёгким паром“. И это удивительно! Роль не самая главная, на успех в народе не рассчитанная. Опальный жених, с которым обошлись более чем обидно, может быть тем только и хорош, что не набил морду сопернику. Хотя большинство зрителей высказывают удивление столь непонятным великодушием».

«Идеальный муж» (1980)

-8

Экранизация одноименной комедии Оскара Уайльда в очередной раз позволила насладиться перевоплощением Юрия Яковлева в английского аристократа. Фильм малоизвестный, но стоящий внимания. Сэр Роберт Чилтерн в исполнении Яковлева это настоящий джентльмен с безупречными манерами. В фильме он ведёт противостояние с Лорой Чивли, которую сыграла Людмила Гурченко. Эта авантюристка шантажирует сэра Роберта его темным прошлым, а его беспокоит лишь реакция супруги. Он боится, что, узнав правду, она его разлюбит.

«Карнавал» (1981)

-9

Трагичный и лиричный «Карнавал» Татьяны Лиозновой быстро нашёл отклик в сердцах зрителей. В проблемах героев и житейских ситуациях люди узнавали себя. Но не только главная героиня Нина в исполнении Ирины Муравьёвой получилась интересной. Все второстепенные герои в фильме довольно примечательные. Юрий Яковлев сыграл отца Нины. Он «человек в себе». О его мотивах и планах не знают даже самые близкие люди. По отношению к обретенной дочери новоиспеченный отец ведет себя инфантильно, пытаясь одновременно угодить ей и новой жене. То ли он слабохарактерный человек, то ли патологический лжец, то ли увлекающийся художник, остается неясно. Но Юрию Яковлеву удалось создать интересный и противоречивый характер отца героини.

«Кин-дза-дза!» (1986)

-10

Яковлев очень хотел поработать с Георгием Данелией, поэтому сразу согласился на непонятную роль инопланетянина и доверился режиссёру. И хоть после выхода фильм «Кин-дза-дза!» получил неоднозначную реакцию зрителей, через годы шедевр Георгия Данелии по достоинству оценили и разобрали на цитаты.

«С Данелией мне было легко, я его понимал с ходу, мы очень подружились по-человечески. Интеллигентный, добрый, мягкий и всегда отлично знал, чего хочет. Если требовал, то довольно упорно, упрямо, но очень спокойно. Друг с другом во время съёмок мы общались через знаменитое „Ку“: сколько разных смыслов в него вкладывали!»
-11

#юрий яковлев #советские актеры #советские фильмы #советское кино #кино в ссср #подборка фильмов #кино подборки #актёры и роли #лучшее советское кино