Найти тему

Свержение мутантов: битва за Россию или смерть российского варгейма

Варгейминг в России не столь популярное увлечение как за рубежом, но при этом прослойка варгеймеров у нас есть, да и периодически происходили попытки создать интересную отечественную игровую систему. Вот как раз таки об одной из таких попыток, к сожалению, неудачных, я и хочу рассказать в этой статье.

Я не могу назвать себя хардкорным варгеймером, да даже сказать, что я просто варгеймер - уже сильно приукрасить действительность, но в силу своего увлечения стараюсь найти разных интересных отечественных производителей фигурок и иногда такие поиски приводят к интересным итогам.

Небольшое, но очень важное отступление. Данная статья носит, скорее, критический характер, но я не могу не отметить, что Тим Кирби, автор игровой системы, проделал просто невероятную работу. Придумать идею, разработать концепт, найти художников и 3Д-моделистов, собрать более 600000 рублей на краудфандинговой работе, обеспечить внимание СМИ к своей настолке - безумно тяжело и достойно всяческого уважения.

В 2016 году в интернете активно стала появляться информация о новой настольной игре-варгейме в стилистике мрачной сказочно-футуристичной России, где в битве за судьбу страны и мира схлестнулись российская армия, войска НАТО, персонажи русских сказок и толпы демонических отродий. Автор игры активно раздавал интервью, успел поиграть в свою настолку с Гоблином на его Ютуб канале, собрать приличную сумму на бумстартере, засветиться на страницах ряда интернет-изданий. Народ будоражило, все ожидали чего-то невероятного и причины для этого были. Пусть игровая система не сильно ушла в комплексности от Технолога, но сама вселенная вызывала, как минимум, любопытство.

Черти в адидасе. Фирменные три полоски даже на пистолете-пулемете, четкий стрелок на кортышах, кепки и цепочки - сами по себе образы интересные за счёт своей карикатурности, но, на мой взгляд, не хватает клюквы и китча. Слишком серьезно. Картинка с сайта miniset.net
Черти в адидасе. Фирменные три полоски даже на пистолете-пулемете, четкий стрелок на кортышах, кепки и цепочки - сами по себе образы интересные за счёт своей карикатурности, но, на мой взгляд, не хватает клюквы и китча. Слишком серьезно. Картинка с сайта miniset.net

Свержение мутантов это один из тех случаев, когда сама вселенная вызывает чуть ли не больший интерес, чем игра. Ну вот серьезно, вы давно видели витязей в силовой броне, колобка больше похожего на какодемона или бехолдера, чертей-гопников или девушку-богатыря с джетпаком? Я вот нет.

Российская армия. Вроде неплохо, но я бы многое отдал бы за то, чтобы вместо минитанка был такой же богатырь, но на байке. Картинка с сайта miniset.net
Российская армия. Вроде неплохо, но я бы многое отдал бы за то, чтобы вместо минитанка был такой же богатырь, но на байке. Картинка с сайта miniset.net

А раз все было так здорово, то почему об этой настолке не говорят на каждой сходке варгеймеров, а на полках специализированных магазинов не встречается уже третья или четвертая волна дополнений с бронированной избушкой на курьих ножках?

Причин оказалось множество: тут и стоимость, и отсутствие долговременного развития игровой системы - дополнительных наборов фигурок вышло крайне мало, и сильная конкуренция на рынке и так далее и тому подобное. Но главная причина на мой взгляд, именно игровая вселенная, которая в теории была просто шикарна, но на практике недотянула. Да, она звучала очень интересно, фантазия готова была уйти в путешествие, ведь потенциал был просто невероятный - столкновение мрачной научной фантастики и мира отечественных сказок, столько всего можно придумать, столько сотворить, но мир игры остался на зачаточном уровне. Даже у тех же Битв Fantasy была куча дополнительных материалов - 9 книжек легенд с предысторией мира и отдельных отрядов, а что нас ждало тут? Да практически ничего. Вроде как была книга правил и три дополнения к ней, но ссылки мертвы уже очень давно.

Колобок. Честно, даже не знаю как к этой миниатюре относиться. Сделать жутким колобка - это реально хорошая идея, но он больше похож на персонажа из ДнД. Картинка с сайта miniset.net
Колобок. Честно, даже не знаю как к этой миниатюре относиться. Сделать жутким колобка - это реально хорошая идея, но он больше похож на персонажа из ДнД. Картинка с сайта miniset.net

А хуже всего - все это подавалось очень серьезно, я практически не увидел никакой самоиронии. И, черт возьми, она могла сделать эту игру просто легендарной как за рубежом, так и у нас в стране. Да те же черти-гопники, сделайте их союзниками людей, напишите годную предысторию, что они вторглись с армией тьмы в Россию, но поняли, что жизнь злодейская их больше не прельщает и осели эти ребята в спальных районах, переняв быт людей, что ближе всего им по развитию. Да, банально и глупо, но за фигурками сразу была бы какая-то история, пусть и простая, но судьба. Представьте, смешанные гопо-отряды людей и чертей вместе рубятся с демонами на фоне разрушенных пятиэтажек или заброшенной деревни - круто же.

Фаворитка Анжела. В антураже российского захолустья фигурки смотрятся очень органично, тут стоит отдать должное авторам. Картинка с сайта miniset.net
Фаворитка Анжела. В антураже российского захолустья фигурки смотрятся очень органично, тут стоит отдать должное авторам. Картинка с сайта miniset.net

Пусть Кощей бессмертный встанет на сторону людей в попытке наконец-то найти свою смерть в бою с демонами, пусть на стороне демонов выступают бизнесмены с секретаршами-ведьмами, пусть БМП схлестнется с Избушкой на курьих ножках в смертельной битве, пусть богатыри в косухах и на байках будут биться со Змеем Горынычем, облаченном в футуристичую броню. Все это можно было впихнуть в предысторию иллюстрациями, а уж потом лет через десять фигурками.

Но в игре все было серьезно - битва России против её пороков и врагов. Другой путь - сделать все гиперсерьезным и брутальным в стиле Вахи, где богатыри уперты и фанатичны, где черти и демоны ужасающи, где люди превозмагают и превозмагают не считаясь с потерями, но этого в сюжете тоже было мало.

Мир игры больше напоминал фильм Майор Гром, где сюжет застрял между агиткой за власть и критикой режима, а потому был хоть и интересным, но пресным. Но если Гром вполне себе ничего кино за счёт других своих достоинств, то вот Свержение мутантов не смогло выстрелить и потому кануло в Лету. А жаль, чертовски жаль, потенциал был невероятный.

Появился полный каталог статей Блога на одной странице, теперь можно не воевать с алгоритмами Дзена.

-5