В Первую мировую войну особенностью ведения боевых действий
на Балтике стало массовое применение мин противоборствующими сторонами. Разные авторитетные источники указывают и разное количество выставленных мин в 1914–1917 годах.
Относительно мин, выставленных в прилегающих к Эстонии водах,
их число предположительно оценивается в 34–35 тыс.
Основными районами постановок являлись: Поркала — Найссаар — Суурупи (Центральная позиция), Руссаре — Тахкуна — Хийумадал (Передовая позиция), проливы Ирбенский — Соэла — Моонзунд (Моонзундская позиция). Дополнительно мины ставились в районах Осмуссаар — Пакри и в Пярнуском заливе.
Какое количество из этих выставленных за годы войны мин фактически находилось к осени 1918 года на своих местах постановки — это отдельный вопрос, на который явно никто и никогда не сможет дать точный ответ. Проблема заключается в том, что если количество вытраленных мин тральщиками разных флотов можно еще суммарно вычислить, хотя и эти известные на настоящее время данные оставляют желать лучшего, то о результате влияния «матушки природы» на разреженность минных полей мы можем только делать предположения. Началом ликвидации минных полей в эстонских водах можно считать осень 1917 года, когда при проведении операции «Альбион» по захвату островов Сааремаа и Хийумаа немцы протралили фарватеры в проливах Ирбенском и Соэла. В марте следующего года германские тральщики протралили в Финском заливе фарватер на Передовой позиции севернее м. Тахкуна, необходимый для доставки своих войск в Ханко.
После заключения Брест-Литовского мирного договора фактическим хозяином в Финском заливе стала Германия. Для обеспечения безопасности мореплавания немцы организовали так называемый «красный фарватер», который начинался юго-западнее о. Вилсанди
у банки Сарычева и далее проходил западнее м. Ристна и севернее
м. Тахкуна — о. Осмуссаар — м. Пакри и через пролив Суурупи заканчивался на рейде Таллина. Явно исходя из стратегических соображений, немцы Центральную и основную часть Передовой позиций не тралили.
Уже в первых известных документах, касающихся организации военно-морских сил (ВМС) Эстонии, поднимается вопрос о необходимости предпринять меры по борьбе с минной опасностью. 21 ноября 1918 года командующий ВМС (в то время официально эта должность называлась «начальник Военно-морского управления штаба Вооруженных сил») капитан 2 ранга Р. Шиллер (Rudolf Schiller) разработал и через неделю представил военному министру план мероприятий по организации морских сил и их использования.
В частности, в рапорте указывалось, что к весне 1919 года для траления мин необходимо организовать две партии траления, из 8–10 тральщиков
в каждой, и придать к ним плавбазу. Тральные работы необходимо согласовать с Финляндией.
2 января 1919 года на должность начальника трального дела назначили капитана по адмиралтейству А. Екимова (Aleksandr Jekimov), который
за время службы в российском флоте приобрел большой практический опыт в минно-тральном деле как в мирное, так и в военное время. Довольно быстро решилась и кадровая проблема, так как очень многие судоводители-эстонцы во время войны были мобилизованы и закончили соответствующие курсы.
Сложнее обстояло с корабельным составом. Осенью 1918 года при уходе из Эстонии немцы бросили стоящие в ремонте в Таллинских портовых мастерских тральщики «Una», «Кäthe», «Edith» и «Alice», фактически являвшиеся маленькими портовыми буксирами, мобилизованными
во время войны и приспособленными для тральных работ.
Ремонтные работы на них форсировали, а вот тральное вооружение
на них полностью отсутствовало. А. Екимов не стал долго ломать голову над тем, как решить эту проблему, а совершил поездку в Хельсинки. Используя свои старые знакомства и связи, он получил у финнов один комплект трала Шульца и доставил его в Таллин, где в портовых такелажных мастерских по его образцу организовал их изготовление. Наконец утром 18 января 1919 года первые четыре тральщика вышли
из Таллина и направились в Палдиски для траления мин в заливе Пакри. Связывалось это с тем, что приближалась зима и проводка судов
в основной порт Таллин при отсутствии ледоколов соответствующей мощности могла прекратиться.
Первые тральные работы продолжались только до 1 февраля,
и поставленную задачу выполнить не удалось, поскольку из-за штормов залив забило льдом и траление пришлось прервать до весны. Правда, зима, к счастью, выдалась не суровой, и движение судов через порт
не прервалось.
Зимой 1919 года происходили и организационные изменения тральных сил в общем контексте реорганизации всего государственного морского хозяйства. Фактически с 1 февраля все существующие до этого времени морские управления и организации включили в состав ВМС.
Одно из новых управлений стало Маячно-лоцманским, и в него на правах отделения вошла экспедиция траления. В неё приказом командующего ВМС И. Питка (Johan Pitka) от 15 февраля кроме уже упомянутых выше четырех судов включили еще десять моторных катеров, переведенных тем же приказом в минные тральщики (в некоторых документах упоминаются как моторные тральщики), с присвоением им бортовых номеров
MT № 1 – МТ № 10.
Но уже 6 марта A. Екимов предоставил И. Питке рапорт, в результате которого появился приказ комфлота от 10 марта за № 237, на основании которого экспедиция траления выделялась из Маячно-лоцманского управления и переформировывалась в самостоятельный дивизион тральщиков с непосредственным подчинением командующему ВМС.
Дополнительно в состав этого дивизиона в качестве плавбазы включили грузо-пассажирский пароход «Ingermann», но уже через два месяца
(5 мая) его перевели в судоподъемный отдел ВМС и заменили на старое несамоходное судно «Kotka».
Несмотря на то, что ледовая обстановка еще не позволяла активно проводить тральные работы, оперативная необходимость вынудила этим заняться. Связывалось это с неудачной попыткой ВМС в апреле 1919 года провести десантную операцию в Рижском заливе, занять п. Хейнасте (Айнажи), оборонявшийся красными латышскими стрелками,
где поставить на узкоколейную железную дорогу бронепоезд для действий на участке Айнажи — Валмиера.
Поэтому в начале операции 18– 28 апреля в ней участвовали тральщики «Alice» и «Una», которые, несмотря на тяжелые ледовые условия, протралили южный вход в Моонзунд (пролив Вире) и подходы к нему,
но мин не обнаружили.
В конце апреля ледовая обстановка в районе Таллина наконец позволила начать траление на рейде его порта, к которому утром 30 апреля приступили «Alice», «Käthe» и «Una». В этот день тралили между
о. Найссаар и банкой Вахемадал (Миделгрунд). В ходе работ семь мин взорвались в тралах, а шесть подсеченных и всплывших уничтожили
из стрелкового оружия, так как на большинстве тральщиков артвооружение отсутствовало.
В это же время высаженные на о. Найссаар минеры уничтожили двенадцать выброшенных на побережье мин. Вечером тральщики вернулись в Таллин. Такой метод проведения работ стал доминирующим. Основной задачей дивизиона тральщиков в навигацию 1919 года стало проведение тральных работ по расширению уже упомянутого «красного фарватера» на участке Таллинский рейд — п-ов Пакри — о. Крясгрунд —
о. Осмуссаар с заливами Ихасалу, Лахепере и Пакри (Палдиски), а также вокруг о. Найссаар. Дополнительно траление производились и в других местах.
В период 18 июня – 11 июля тральщики «Alice», «Edith», «Käthe», «Una»,
MT № 7 и MT № 10, базируясь на Лавансааре, протралили район между островами Лавансааре — Сескар — Соммерс, где оперировали базировавшиеся на п. Койвисто британские корабли.
В конце июня — начале июля во время боевых действий с Ландесвером
в составе отряда кораблей ВМС Эстонии, участвовавших в этих боях
в Рижском заливе под Дюнамюнде (Даугавгривой), в качестве тральщиков использовались и малые минные заградители-тральщики «Kalev» и «Olev. Эти единственные корабли спецпостройки своего класса, доставшиеся в наследство от российского флота, были только 26 июня официально включены в ДТЩ. Фактически они и в дальнейшем оставались в непосредственном подчинении командующего ВМС при проведении десантных операций, где оба использовались в качестве высадочных плавсредств, начиная с января 1919 года.
После ухода из Дюнамюнде их направили на плёс Кассари, где 9–12 июля они протралили район у затопленного эсминца «Гром», поскольку с него планировалось поднять вооружение и боеприпасы. Причем один
из рабочих вариантов предусматривал его подъем с последующим восстановлением. Но в дальнейшем от этого отказались.
В период 14–27 июля «Alice», «Edith» и MT № 6 работали в Рижском заливе в районе Кюбассааре — Абрука. 1 августа отряд тральщиков в составе «Kalev», «Olev», «Käthe», «Una», MT № 6, MT № 7 и MT № 10 под флагом
И. Питки направился из Таллина на восток в Финский залив. Назад все вернулись через неделю.
До настоящего времени не найдены документы, освещающие деятельность этого отряда за указанный период. В ежедневных оперативных сводках имеются записи: «В распоряжении командующего ВМС выполнение спецзадания».
Основные тральные работы проводили тральщики с паровыми силовыми установками, моторные же катерные тральщики поначалу больше простаивали, ремонтируя свои капризные двигатели. К середине лета 1919 года дело пошло на поправку, но возникла новая проблема:
в акте технической комиссии от 11 июля указывалось, что из-за слабой мощности двигателей катера №№ 1, 2, 3, 4, 8 и 9 не пригодны для использования в качестве тральщиков.
В итоге все перечисленные единицы передали в состав Управления береговой охраны, переведя из него в свою очередь в ДТЩ паровые катера «Linda» и «Salme», приспособленные в срочном порядке для тральных работ. В то же время в ДТЩ зачислили поднятые в районе
порта Лехтма и доставленные в Таллин на восстановительный ремонт
два паровых катерных тральщика. Так как никто их прежних наименований не знал, то они получили имена «Lehtma» и «Tahkona».
2 сентября группу тральщиков в составе «Alice», «Edith» и MT № 6 вновь послали в Рижский залив для траления района Кюбассааре — Абрука — Сырве, но вскоре первый из них получил приказ вернуться в Таллин,
а взамен его в район работ направили «Una».
Возвращение «Alice» в Таллин связывалось с её передачей 16 сентября прежнему владельцу — гражданину Финляндии J. Bäckström.
Но уже через пару дней ДТЩ вновь обрел тральщик «Alice». Им стал один
из очередных поднятых в районе п. Лехтма паровых катерных тральщиков, восстановленных в портовых мастерских Таллина.
«Edith», «Una» и MT № 6 работали в районе о. Абрука до 7 октября, когда получили приказ следовать в Таллин. Начав в тот же день следовать
от Сырве, они умудрились на переходе у о. Абрука потерять в шторм беспалубную баржу, залитую волнами, с сотней собранных и погруженных на неё мин типа «Рыбка».
К этому же периоду относится участие минных тральщиков в так называемой Красногорской операции вооруженных сил Эстонии, которая практически являлась составной частью осеннего наступления 1919 года русской белой Северо-Западной армии генерала Н. Н. Юденича
на Петроград.
Тральщикам надлежало протралить проходы в минных полях красных для прорыва английских и эстонских кораблей в Кронштадт.
Прибывшая в Копорский залив группа тральщиков в составе «Käthe», «Alice», «Kalev», «Olev» и MT № 7 занималась другими делами, хотя
с 15 октября они производили траление, но только под берегом в районе Усть-Калище — м. Долгий Нос, выставив в тот же период некоторое количество мин типа «Рыбка» у мыса Долгий Нос.
В дальнейшем до конца операции они использовались в районе боевых действий в основном в качестве посыльных, транспортных
и вспомогательных плавсредств и 6 ноября вернулись в Таллин.
В то же время «Tahkona», «Lehtma», «Linda», «Salme», «Edith», «Una»,
MT № 5, MT № 6 и MT № 10 работали в районе Пакри — Осмуссаар — Пысаспеа (Дирхами). В начале ноября к ним присоединились вернувшиеся из Копорского залива пять упомянутых выше тральщиков.
Указанный район тральных работ в навигацию 1919 года стал последним для ДТЩ, так как начавшийся осенне-зимний период со штормами сделал невозможным траление этими небольшими кораблями, и в середине декабря их поставили в зимний отстой.
Только «Alice», «Edith», «Käthe» и «Una» в последние недели уходящего года работали на Таллинском рейде в качестве буксирных и посыльных судов, обслуживая уходящие на родину английские корабли.
В заключение стоит отметить, что в навигацию 1919 года тральщики ВМС Эстонии неоднократно протралили 117 кв. миль и уничтожили 274 мины. Количество выброшенных морем на побережье и там уничтоженных
за этот период мин до настоящего времени точно не установлено,
но оно суммарно явно превышает число мин, уничтоженных при тралении. Об этом говорят многие обнаруженные рапорты минеров ДТЩ о выездах в разные места побережья и уничтожении там мин.
Как пример можно привести рапорт прапорщика по морчасти К. Меел (Коnstantin Meel), в котором он докладывал, что только в период
27 марта – 5 апреля 1919 года он уничтожил 57 морских мин
на побережье островов Муху и Сааремаа.
Заключение мира между Советской Россией и Эстонией привело
к демобилизации и, соответственно, к переходу вооруженных сил последней на штаты мирного времени, в том числе и её ВМС.
В результате большинство вспомогательных подразделений флота передали в состав Министерства торговли и промышленности.
В новом подчинении из них была создана новая организация —
Главное управление мореплавания.
Что касается ДТЩ, то для него заключение мира не означало прекращения боевого траления, которое продолжались еще
не одну навигацию, хотя и в новых условиях.
Первоначально приказом по флоту от 15 февраля 1920 года для этих работ ДТЩ был определен в следующем составе: плавбаза «Kotka»
и минные тральщики MT № 5, MT № 6, MT № 7, MT № 10, «Alice», «Edith», «Käthe», «Una», «Linda», «Salme», «Tahkona», «Lehtma», «Kalev», «Olev»
и «Traal».
Как видно из перечисления кораблей, состав ДТЩ фактически не изменился, за исключением тральщика «Traal» (бывший малый минный заградитель «Теплоход № 2» российского флота, схожий с «Kalev»
и «Olev»). Поднятый в 1919 году, он проходил восстановительный ремонт в Таллинских портовых мастерских.
Имевшиеся в ВМС Эстонии 15 тральщиков с практическим тралением мин в открытой части Финского залива не справились бы, так как все они фактически были катерными. Исходя из практики проводимых работ, использовать их по назначению можно было только при спокойном состоянии моря. Даже в этих условиях результативность их работы достигалась при ходе тралов на углублении не более 10 м.
Это прекрасно понимало командование ВМС, поэтому начало предпринимать меры для приобретения более мореходных тральщиков, для чего в представленной правительству на рассмотрение программе усиления флота, в одном из пунктов, содержалось предложение
о приобретении четырех тральщиков с использованием их и в качестве минных заградителей, и сторожевых кораблей.
В результате командование ВМС вышло на предлагаемые Финляндией суда «Апостол Петр» и «Апостол Павел». 19 апреля 1920 года состоялось подписание документов об их приобретении Военным министерством Эстонии, а 13 мая их зачислили в дивизион тральщиков под новыми именами — «Suurop» и «Ristna» соответственно. Принятые в тот же день
в Хельсинки эстонскими командами, они 18 мая прибыли в Таллин.
На кораблях силами Портовых мастерских восстановили тральное вооружение и дополнительно провели незначительный ремонт, и вскоре они приступили к боевому тралению в Финском заливе. Но уже одна
из первых операций по уничтожению мин в 1920 году выявила необходимость использования для этого дополнительно и других плавсредств. В марте на подходе к Таллину в районе Пакри были обнаружены во льду мины. Для их уничтожения пришлось арендовать
у Главного управления мореплавания ледокольные буксиры «Reval»
и «Tõll» для использования в качестве тральщиков, которые в период
24 марта – 15 апреля обнаруженные мины уничтожили, и движение судов в Таллин вновь стало безопасным.
Уже через несколько дней (20 апреля) ледовая обстановка позволила одной группе тральщиков приступить к тральным работам, а в полном составе дивизион тралил с середины мая. В навигацию этого года работы проводили, в основном, в районе Суурупи — Осмуссаар, расширяя «красный фарватер».
Дополнительно протралили фарватер от о. Осмуссаар до банки Стаппелботен (Лайне) и северный вход в Моонзунд. Навигационный период закончился 25 ноября, и все тральщики остались на зимовку
в Таллине. Однако, протралив почти в три раза большую акваторию
(305 кв. миль) по сравнению с прошлым годом, они вытралили всего десять мин.
В течение 1920 года произошли и некоторые изменения в составе тральщиков. 19 мая «Una» возвратили бывшим владельцам, и она ушла
в Ригу. По приступлении к тралению «Ristna» и «Suurop» вехоставом к ним назначили «Edith», у которого вскоре возникли трудности с выполнением возложенных задач при работе в открытой части Финского залива. Поэтому его передали во временное пользование Отделу плавучих средств береговой охраны, получив от него взамен, также временно, сторожевой корабль «Laene». В конце декабря тому же Отделу передали и тральщики «Salme» и «Linda».
В конце 1920 года на основании реально сложившейся обстановки и по предложению командующего ВМС капитана 2 ранга И. Херма (Johannes Herm) проводится, в целях оптимизации и снижения расходов, реорганизация в деле боевого траления.
23 декабря 1920 года Правительство Эстонии принимает решение
о передаче Главному управлению мореплавания всех работ, связанных
с ликвидацией минной опасности в территориальных водах страны.
В связи с этим 15 января следующего года дивизион тральщиков расформировали и передали 14 кораблей («Alice», «Edith», «Kalev», «Käthe»», «Lehtma», «Olev», «Ristna», «Suurop», «Tahkona», «Traal», № 5,
№ 6, № 7, № 10) вместе с плавбазой «Kotka» со всем тральным и другим вооружением и снабжением указанному управлению.
Помимо них, также передали находившийся на восстановительном ремонте пароход «Ruhno» (бывший «Бомбардир Никитин») и баржу
№ 3326. В новую организацию перешло и большинство личного состава тральщиков, которые предъявили свои дипломы и свидетельства моряков торгового флота. Связано это было с тем, что Главное управление мореплавания являлась гражданской организацией и штаты его судов
с сокращением специалистов (комендоры, баталеры и т.д.) утверждались, исходя из требований Кодекса торгового мореплавания.
В результате реорганизации 1 марта 1921 года в составе Управления начал действовать Отдел траления, начальником которого назначили бывшего флагманского штурмана ДТЩ лейтенанта А. Вунка (Aleksandеr Vunk). Правда, теперь он значился как капитан дальнего плавания.
В мае того же 1921 года Германия, Латвия, Советская Россия, Финляндия и Эстония создали международную организацию — Комиссию по тралению мин в Балтийском море.
Заседания комиссии проводились, в основном, в Берлине и Петрограде, где участники договорились об обмене информацией о своих минных постановках периода 1914–1920 годов и определили для каждого участника районы траления и порядок информирования о проведенных тральных работах.
В результате договоренностей Эстония обязалась протралить к концу навигации 1922 года свои территориальные воды от Таллина до м. Ристна (о. Хийумаа) и в полном объеме в Рижском заливе; дополнительно — воды Латвии в районе порта Хейнасте (Айнажи) и юго-восточный участок Финского залива, ограниченный меридианом о. Осмуссаар и линией, проходящей по центральной части Финского залива.
Район от Таллина до о. Гогланд сразу объявили свободным для плавания. Устье Финского залива от меридиана о. Осмуссаар и западные территориальные воды Эстонии у островов Сааремаа и Хийумаа обязалась протралить Германия, что обуславливалось пунктом 193 мирного договора между странами Антанты и Германией.
Для базирования ее тральщиков были определены Кярдла на о. Хийумаа и бухта Тагалахт на о. Сааремаа. Фактически же эти места выделили им уже 1 июля 1921 года, когда они приступили к тралению в указанных районах.
21 апреля 1921 года тральщики приступили к работе в Моонзунде
и северной части Рижского залива, базируясь на Куйваст. В мае «Ristna»
и «Suurop» (при них всю навигацию вехоставом работал прикомандированный буксир «Isabella») перебазировались в Кярдлу для работы в Финском заливе между м. Тахкона и о. Осмуссаар.
В июне сменили место базирования с Куйваста на Роммассааре
и остальные тральщики для траления в Рижском заливе на участке
от пролива Моонзунд до полуострова Сырве. В августе все они перебрались в Палдиски для работы на учаске о. Осмуссаар — о-ва Пакри, а с сентября — на Найссаар, откуда выходили на траление в район бывшей Центральной позиции.
19 ноября тральщики закончили свою деятельность и встали на зимовку
и ремонт в Таллине. За навигацию 1921 года они протралили 865 кв. миль, вытралив и уничтожив 100 мин и взорвав на побережье 131 вынесенную морем мину.
В навигацию этого года не обошлось и без изменений в составе плавсредств Отдела траления...
Продолжение следует ...
© П. Саммалсоо
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №120/2020
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut