Было это давно - в 2003 году. Павел Дуров был тогда юным студентом, часто заходившим в редакцию журнала "Всемирный следопыт", где я работала редактором.
Точнее, началось все с отца Павла, милейшего и интеллигентнейшего профессора университета Валерия Семеновича Дурова.
Помню, как он однажды появился в редакции, побеседовал с главредом на тему сотрудничества. И порекомендовал своего сына Пашу - мол, мальчик у меня все руки: и пишет, и умеет на компьютере делать разные интересные штуки.
А потом появился Паша, и у нас как-то прижился. Повторю, 2003 год, в мире еще даже нет "Youtube". Программ разных тоже еще мало, а Дуров уже тогда умел делать разные 3D-модели, что было неимоверно круто.
И мы ему заказывали реконструкции какой-нибудь крепости или корабля для иллюстраций. К тому же он начал писать и довольно неплохо.
Павел тоже был очень милым, интеллигентным и обязательным - все материалы всегда приносил и сдавал в срок и вообще был очень заинтересован в нашем журнале.
Еще бы - по тем временам в "Следопыте" платили очень прилично, если мне не изменяет память, только за статью давали чуть ли не 200 долларов. (6 тысяч рублей по курсу тех лет. Примета времени - тогда мы рассчитывались рублями, но по привычке все измеряли в долларах).
Кстати, сейчас активно как-то форсят тему, что в молодости Дуров был лысеньким, страшненьким, и только потом потом сделал пластику и превратился в красавца. Я не знаю, как он выглядел в 2010, но в 2003 году 19-летний Паша был довольно симпатичным и стильным.
Про его жизнь вне редакции я знала мало, да и не интересовалась особо.
А недавно мне кинули кусочек книги "Код Дурова" Николая Кононова, и в ней я прочитала удивительное.
Кононов рассказывает, что именно наши деньги Дуров вложил в создание своего первого сайта, из которого потом вырос "Контакт".
Цитирую: "Хостинг стоил дешево, и Дуров легко покрывал расходы из своего заработка – он рисовал сайты, а также писал статьи в журнал «Всемирный следопыт» об исторических персонажах.
Редактор заказал первую статью его отцу – о римских гладиаторах, – но профессору было неинтересно заниматься перетолмачиванием науки в популярное чтение, и он сплавил халтуру сыну.
Тот с радостью заработал на Эдисоне, Форде и братьях Райт, попутно усвоив один из законов медиа – продавать читателю малоизвестного героя лучше, связав его со знаменитостью или с громким событием".
Так что, оказывается, Дуров у нас не только первые деньги заработал, но и усвоил один из законов медиа. :)
Я вообще думаю, что стать богатым Павел решил именно после посещения нашей редакции. Наш холдинг выпускал суперпопулярную в то время газету "Панорама ТВ", которая выходила еженедельно миллионными тиражами.
Про нее можно рассказать отдельную историю, и я сейчас не буду в это погружаться. Скажу только, что деньги в холдинге крутились очень большие. (У меня зарплата тогда была около 500 долларов + гонорары. До этого я работала учителем и получала раз в 10-15 меньше).
Наш босс арендовал огромное здание Морских казарм на площади Труда (сейчас там Морской музей).
И, пройдя пыльный вестибюль с якорями и макетами кораблей, человек попадал в наши роскошные пенаты. Помню, когда я пришла туда на собеседование, у меня просто шок был.
2002 год, вокруг почти хаос и разруха, на Сенной, где я вышла из метро, еще стоят бабки с банками.
И вот я доехала на маршрутке от Сенной до площади Труда, зашла в здание, а там - солидные охранники, улыбчивые секретарши, электронные пропуска (тогда я их впервые увидела), сплошная электроника, супер-ремонт, роскошные ковры, мягкие диваны, новые компьютеры, огромные мониторы, хорошо одетые люди, и буквально запах денег повсюду. Это был такой резкий контраст с окружающей действительностью.
Думаю, что Павла это все тоже поразило - это тогда было в новинку, и очень круто. (Добавлю, что у нас еще были очень крутые корпоративы и бесплатное питание)
Полагаю, что Дурова все это зацепило, и он захотел создать свой собственный богатый мир - и успешно создал. И я считаю, что он молодец, ибо никого не обманывал, не спекулировал, не предавал - все честно заработал своим трудом.
А пути наши тогда разошлись - Паша стал миллиардером, наш холдинг перекупил "Газпром", а "Следопыт" вообще закрыли. О чем я жалею до сих пор - ибо это была самая интересная моя работа... Кстати, название моего канала "Кунсткамера" тесно связано именно со "Следопытом", но это уже отдельная история.
Напомню, что также я рассказывала про самое счастливое время и место, куда я хотела бы вернуться.
Моя страница в Контакте: Кунсткамера Натальи Трубиновской