Недавно в Сети появились кадры уничтожения танка «Абрамс», что в общем-то не удивительно… Любой, даже самый современный танк можно уничтожить с помощью ПТРК в борт. На фоне подобного инфоповода, некоторые пользователи задают вопросы – почему не работают вышибные панели? Уверен, многие знают ответ…
Для чего нужны вышибные панели?
И так – начнём с банального вопроса – для чего? Изначально, вышибные панели разрабатывались для проекта MBT-70. Он подразумевал создание ОБТ нового поколения с экипажем из трёх человек. Роль заряжающего исполнял конвейерный механизм в корме башни для 152 мм раздельно гильзовых боеприпасов. Однако, как показывала практика многих конфликтов, танки и экипажи часто терялись из-за детонации или возгорания снарядов.
Проблемы хотели решить путём перенаправления огня и газов, которые губили не только машину, но и личный состав. Суть в том, что при детонации или возгорания боеприпасов, лёгкие панели на крыше башни выбивались и давали главной причине потери танкистов выти вверх, оставив боевое отделение практически невредимым. И всё же, у столь простого изобретения есть ряд проблем…
Почему они не работают?
Для начала давайте посмотрим на номенклатуру боеприпасов… Одними из основных в боекомплекте советских машин являются осколочно-фугасные заряды. Если же затрагивать западные ОБТ, то у них основные не ОБПС, как могут подумать многие, а кумулятивные… Разница с фугасами не велика – в поражающем элементе. Осколочно-фугасные заряды используют, как это уже понятно всем – осколки, а кумулятивные заряды – специальные воронки, которые поражают броню эффектом кумуляции. И тот и другой вид снарядов объединяет огромное количество взрывчатого вещества. Если таких снарядов будет слишком много, то бронеперегородка в случае поражения боеприпасов не спасёт экипаж. Это подтверждают кадры с подбитыми M1 Abrams, у которых разорвана корма и выбита перегородка.
Не менее интересным является факт изоляции, а вернее его отсутствие… В случае американского «Абрамса» и немецкого «Леопарда» снаряды хранятся в корме с непосредственным доступом заряжающего. Он обеспечивается специальной шторкой, которая открывается и закрывается на усмотрение заряжающего, но в боевых условиях, её часто оставляют открытой, чтобы увеличить скорострельность. И это ещё нет речи о том, что шторка – главное и самое большое уязвимое место в перегородке, которое не может обеспечить идеальную герметичность, а также подвержена повреждениям силовых элементов.
И самое последнее – наличие снарядов в других местах хранения. Под прошлым материалом многие справедливо отметили, что у Leopard 2 имеются снаряды сразу за лобовой бронёй корпуса. Это подтверждают итоги боевых действий в Сирии. Подобное расположение снарядов ставит крест на всех попытках защиты экипажа. В случае M1 Abrams, сразу за лбом находятся топливные баки, которые тоже имеют свойство взрываться при определённом стечении обстоятельств. Это же относится к Т-90М. У него кормовая ниша практически полностью изолирована от боевого отделения, однако карусельный автомат заряжания остаётся главным слабым местом танка в целом. Но, справедливости ради, снаряды у Т-90 находятся ощутимо ниже, чем у западных конкурентов, что снижает вероятность печальных последствий.