Найти тему

Другой флот. Часть 10. Самая последняя.

Размышления о путях создания океанского ВМФ СССР.

Законченную большую работу "Другой флот" решил дополнить еще одной частью. Тема эта вертелась в голове, и я хотел ее включить в основной текст, но потом передумал. Многовато фантастики, а ведь главный мой девиз в этой работе - никакой фантастики, кроме одного условия, которое красной нитью проходит почти в каждой части. Но факультативно, пожалуй, можно и добавить.

Речь идет о контейнерных или модульных системах. Сейчас, когда модульность окружает нас повсюду, подобное решение лежит на поверхности, а тогда это было в диковинку. Но на Западе во второй половине 20 века уже велись работы как над модульными системами морского вооружения, так и над контейнерными. Например, уже в 1969 году начала поступать на вооружение (и стала самой распространенный в своем классе) итальянская артиллерийская установка калибра 76 мм ОТО Мелара, которая была модульной: вместо того, чтобы целый день вручную таскать цинки, распаковывать снаряды, по одному загружать их в барбет, просто заменяли модуль, как диск у автомата. Вся процедура занимала не более часа. [1]

Загрузка 57-мм снарядов в артустановку АК-725. Фото автора.
Загрузка 57-мм снарядов в артустановку АК-725. Фото автора.

А контейнерные системы прогремели на весь мир в 1982 году во время Фолклендской войны, в которой принимали участие контейнеровозы, приспособленные для временного базирования самолетов "Си Харриер" и вертолетов. Из стандартных морских контейнеров сооружалось укрытие, внутренность контейнеров использовалась как склады.

Дальше британцев пошли американцы, создав систему "Арапахо" - конструктор из стандартных морских контейнеров, позволяющий превратить практически любой транспортный корабль (контейнеровоз, танкер, балкер) в носитель вертолетов или самолетов с вертикальным взлетом. Первые испытания системы были проведены в сентябре 1982 года. Готовая система могла грузиться на контейнеровоз за 4-5 часов, а уже в море за 14 часов полностью монтироваться и готовиться к выполнению задач. Для обороны так же в комплект входили контейнеры с ЗРК, 20-мм артустановками "Вулкан-Фаланкс", системой постановки пассивных помех, РЛС обнаружения и опознавания воздушных целей. [2, 3].

А вот французская корабельная контейнерная система залпового огня, позволяющая стрелять неуправляемыми ракетами массой 50 кг на расстояние до 30 км. Ракеты могут применяться для решения ударных задач, либо для постановки пассивных помех (дипольные отражатели, ИК-ловушки). [4]

Эти идеи на Западе витали в воздухе и иногда претворялись в металл по одной простой причине: морские контейнеры были частью повседневной жизни, и их преимущества нельзя было игнорировать. А вот в СССР контейнеры применялись лишь при международных перевозках, и большинство населения страны их даже в глаза не видело. И нужна ли вообще эта идея для использования в интересах ВМФ СССР? Уверен, что СССР больше других был заинтересован в такой системе.

Советский ВМФ крайне нуждался в обеспечении кораблей вертолетами. Два противолодочных крейсера-вертолетоносца "Москва" и "Ленинград" и четыре БПК (позже) РКР пр. 1134 с постоянным базированием вертолетов проблемы не решали. Большая серия БПК пр. 1134А и Б только начинала строиться. А на кораблях, составляющих основу нового флота - РКР пр. 58 и БПК пр. 61 предусматривалось только временное безангарное базирование одного вертолета с ограниченным запасом топлива и вооружения. В то время, как в ВМС стран НАТО практически каждый эсминец и фрегат нес по одному, а то и по два вертолета, не считая авианосцев и вертолетоносцев. Как в такой ситуации обеспечить действия флота в удалении от своих берегов?

На кораблях пр. 58, 61, 1134 не было средств ПВО ближнего действия (ЗРК и МЗА, которые на момент постройки кораблей еще не были созданы), а на пр. 58 и 61 не было системы постановки пассивных помех (отстрела неуправляемых ракет с дипольными отражателями). Условия применения кораблей требовали наличия этого вооружения, но установка его могла быть произведена только в процессе модернизации (что и было частично выполнено).

Пункты базирования ВМФ СССР даже на территории страны (особенно на КТОФ) часто были удалены и слабо оборудованы средствами обороны. А новые места базирования по всему миру (и стационарные, как в Кам-Ране или на Сокотре, и временные, как различные точки якорных стоянок) нуждались в этом в еще большей степени.

Корабли пр. 58, 61 имели недостаточную автономность и обитаемость, поэтому требовали повышенного внимания для снабжения.

В отличии от стран НАТО, имевших огромное количество комфортабельных баз по всему миру, СССР был больше стран "условного противника" зависим от снабжения кораблей непосредственно на ходу в море и на якорных стоянках.

Из всего это следует, что создание контейнерно-модульной системы было для СССР задачей намного более важной, чем для наших оппонентов. На середину 70-х годов создать такую систему не представляло большого труда.

Самое интересное, что предпосылки для этого были! Во время моей службы мы дважды ходили на обеспечение стрельб баллистическими ракетами с РПК СН, базировавшихся на Камчатке. На вертолетную площадку нам ставили кунг с хитрыми антеннами, мы этот кунг катали по полигонам, подводники стреляли, расчеты в кунгах шаманили со своей аппаратурой. Но это был обычный сухопутный прицеп на колесах и в сухопутной камуфляжной окраске.

В СССР так же проводились эксперименты по переоборудованию контейнеровозов для базирования на них самолетов Як-38 и производились полеты. [3]

А ведь все могло бы быть по-другому. Создать стандартные контейнеры с ЗУР, скорострельной артиллерией, средствами РЭБ, радиоразведки, связи. На кораблях пр. 58, 61 вертолетные площадки в основном пустуют. На пр. 1134, 1134 А, Б дополнительно к вертолетным площадкам имеются большие плоские пространства на крыше вертолетного ангара. Поставить туда контейнер исходя из предстоящей задачи, подключить кабели, прикомандировать расчеты - и мы получаем быстрое усиление боевых возможностей корабля.

В пунктах базирования на сопках и мысах заранее подготовить замаскированные площадки и в угрожаемый период забрасывать туда вертолетами необходимый боевой модуль, модуль с энергетикой и боевой расчет с сухпайком, и мы получаем почти мгновенное усиление обороны базы.

Американцы и англичане, при переоборудовании гражданских судов в военные корабли с помощью контейнерных систем, встретили большие трудности, связанные в основном с тем, что эти суда изначально приспособлены для мирных целей. Но мы пойдем другим путем!

На основе хорошо освоенных промышленностью корпуса и энергетики пр. 58 или 1134 (а лучше в корпусе крейсера пр. 68-бис) создаем корабль с гладкой палубой повышенной площади и островной надстройкой по типу авианосца. Получится недорогой, но изначально подготовленный для решения задач в интересах ВМФ корабль. Номенклатуру контейнеров расширяем: это не только боевые и вертолетные модули, но и контейнеры-склады, включая цистерны, медицинские модули, банно-прачечные, химзащиты, ремонтные, жилые, да хоть ленкаюты.

В составе эскадры, действующей на удаленных ТВД или в "горячих точках" появляется вертолетоносец с такими дефицитными вертолетами ПЛО (думаю, 4-5 штук поместится), для десантной операции он же загружен вертолетными модулями и десантной техникой на палубе. Но в отличии от "Атлантик Конвейера", защищен и боевыми модулями, так что его печальная участь нашему кораблю не грозит.

Для обеспечения действия эскадры появляется корабль снабжения, которому (в мирное время) не обязательно следовать в составе ордера. Пополнять запасы можно методом развоза "посылок" по кораблям с последующим вывозом пустых контейнеров. При этом корабль снабжения может находиться на некотором удалении от боевых кораблей, пополнять запасы одновременно нескольких кораблей, абсолютно не связывая их маневрирование и не отвлекая от решения главной задачи. Такой способ снабжения, естественно, более затратный, чем традиционный (прием предметов снабжения при сближении кораблей), но он может быть незаменим для ситуаций, требующих быстрой реакции.

Отдых кораблей при стоянке на якорях в "точках" - условный. Но если на данной стоянке есть наш корабль, снабженный соответствующими модулями, то отдых может стать на порядок качественней. На него высаживаются группы отличников боевой и политической подготовки, чтобы за пару дней получить медицинское обслуживание, сменить обстановку, поиграть в волейбол, послушать условного Кобзона или "Машину времени". Почему бы и нет, у нас на Камчатке тех самых отличников БП и ПП возили же в Паратунку на горячие источники минеральной воды. Перспектива подобного отдыха для отличившихся значительно усиливает служебное рвение военморов. Но тут я совсем размечтался...

Таким образом, контейнерно-модульная система могла уже с середины 70-х годов прошлого века успешно применяться в интересах океанского ВМФ СССР, значительно повысив возможности соединений и отдельных кораблей, как в условиях непосредственного выполнения боевой задачи, так и для обеспечения функционирования сил ВМФ на различных ТВД.

А что сейчас? А вот что: "Военно-морской флот РФ до конца лета начнет испытания новых боевых модулей, созданных на основе обычных морских контейнеров. Об этом сообщают "Известия" со ссылкой на Минобороны РФ. ..... Такие контейнеры, несущие различную "начинку", начиная от ПКР и крылатых ракет, заканчивая системами ПВО и торпедными аппаратами, монтируются на палубе или в подпалубном пространстве, подключаются к системе корабельного энергоснабжения и интегрируются в единую систему управления. При необходимости они могут работать автономно, без подключения к корабельным энергосетям.

По мнению военных экспертов, модульные корабли, состав вооружения которых может меняться в зависимости от выполняемых в данный момент задач, в скором времени вытеснят "классические" корабли, предназначенные для решения какой-то одной боевой задачи. Применение контейнерных боевых модулей значительно расширит диапазон выполняемых задач боевым кораблем в зависимости от складывающейся оперативной обстановки.
"[5]

Очень надеюсь, что эта идея приживется на флоте.

Андрей Костров. 2021.

P.S. Логика событий доказала правильность направления хода моей мысли. Во время СВО появилась практика установки сухопутных ЗРК на палубы кораблей для усиления ПВО. Но это, как говорится, - уже другая, новая, история.

P.S.2 А вот свежая новость из 2025 года: Иранский носитель беспилотников "Бареги", переоборудованный из гражданского сухогруза: https://dzen.ru/a/Z6aIDGvPGA640lwE?share_to=link

Источники: 1. Кап. 1 р. В. Николаев. Современная корабельная универсальная артиллерия. Зарубежное военное обозрение №12 1989 стр. 56-61 2. П-к запаса М. Павлов. Система "АРАПАХО". Зарубежное военное обозрение, №8 1985 стр. 69-71.
3.
А. Тимохин. Неавианосцы и их летательные аппараты. Немного об эрзац-авианосцах 80-х. 4. Кап. 2 р. запаса В.Москалев. Корабельная РСЗО "Шторм". Зарубежное военное обозрение №12 1987 стр. 89-90.

5. ВМФ РФ начинает испытания боевых модулей контейнерного типа.