Хочу поделиться с вами, уважаемые читатели, своими размышлениями и отдельными интересными фактами о шляпах. Модные тенденции 21 века натолкнули меня на мысль об этом головном уборе.
Что мы называем шляпой? Как гласит словарь, это головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора. Сначала меня заинтересовало слово "шляпа" с точки зрения словесника, а после этого - история возникновение головного убора, получившего такое название. Оказалось, что вокруг названия и вокруг этого загадочного головного убора сложилась определённая аура. Да-да, то самое энергетическое поле, характерное для живых существ, которое является внешним проявлением их душ и жизненной энергии.
Несомненно, шляпа обладает мощной энергетикой. Иначе, как объяснить её длительное существование и воздействие на окружающих. Посудите сами: что вы испытываете, когда встречаете даму в шляпе (особенно в винтажной)? Уверена, что первое ощущение - некая загадочность, схожая со свечением вокруг неё - ореолом необычности, даже необыденности, незаурядности. Настолько шляпы преображают дам.
О волшебной роли этого предмета говорит и то, что нам известно из сказок и преданий: шляпа - головной убор гномов. При загадочных ритуалах гадалок и в номерах фокусников зачастую тоже используются шляпы. В литературе и кинематографе тоже достаточно примеров, свидетельствующих о таинственности и многозначности вроде бы столь простого головного убора. Достаточно вспомнить, например, шляпу Хогвартса в "Гарри Поттере" или лихо закрученный сюжет вокруг женской шляпки в водевиле и фильме "Соломенная шляпка".
Зачастую головной убор "выдаёт с головой" своего владельца. Он может многое сказать о его профессии и социальном статусе. Например, образ шпиона тесно связан со шляпой, надвинутой на глаза. В истории также есть немало примеров, прямо указывающих на связь головного убора с профессией либо статусом, о чём далее будет упомянуто.
По мнению многих учёных от моды, происхождение шляп современных модниц связывают со средневековыми головными уборами, именуемыми эннен или геннин. Это шляпы в виде конуса, усечённого конуса или трубы на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна либо твёрдой бумаги. Уже тогда головные уборы именитых дам резко отличались: высота их шляп могла достигать около 1 метра. Придворным дамам разрешались геннины высотой до 60 см. Этот своеобразный прототип шляпы прослужил с 14 и до конца 16 века.
Средневековье отличалось особыми обычаями (кстати, это касается не только головных уборов). Например, при правлении Карла Великого достойным людям было позволительно носить на тулье перья фазана и петуха, чучела птиц, а попавшим в опалу, провинившимся – ощипанные тушки лесных птичек. Банкроты должны были одевать только зеленые и желтые шляпы. Очень точно это передано поэтическими строками:
«По недоступным мне причинам во всех краях, во все года значимость денег, власти, чина по шляпе лишь была видна…»
Средневековью мы обязаны и появлением соломенных шляпок, которые и по сей день не утратили своей популярности и удивляют разнообразием фасонов (от канотье до сомбреро).
В этот исторический период совершенно непредсказуемо дамы "перепрофилировали" шапочки для сна и купания. 16 век "породил" тюрбаны (подобно лихо закрученному полотенцу на голове после купания) и чепцы. Поразительная женственность и удобное использование чепцов сделали их настолько популярным женским головным убором (хотя короткий период и мужчины их носили), что они не выходили из моды до концы 19 века (капоры с завязывающимися под подбородками лентами). Причём, носили их дамы разных сословий.
Интересно, что шляпы 17 века стали отличаться причудливым разнообразием: изготавливались из различных материалов широкой цветовой гаммы, декорировались по всей поверхности лентами, перьями, пряжками драгоценными камнями. Шляпы подчёркивали не только индивидуальность, но и оригинальность своих владельцев. Замечу, что российская история шляп начинает своё развитие ориентировочно с 1630-х годов, в то время, как дамы Европы, особенно Франции и Англии уже давно вошли во вкус прихорашиваться с помощью шляп.
18 век отличается необычностью в мире моды и особым влиянием женщин на развитие шляпных тенденций (простите за косноязычие!). Так во второй половине этого века моду "диктовала" французская королева Мария Антуанетта. На смену маленьким шедеврам с лентами, перьями, булавками и кружевами пришли высокие причёски с "мощными" сооружениями на голове. Сейчас даже сложно представить, как на пышных причёсках возвышались массивные головные уборы с моделями замков, кораблей, башен, мельниц и блюд с фруктами, - иногда в диаметре достигавшие до 1 метра.
Популярным было и "оживление" шляпных композиций. С помощью различных механизмов, например, приводились в движение бабочки и птицы. Мало того, наверху шляпы могли водрузить вазу (наполненную водой) с живыми цветами или плавающих лебедей. Вот уж поистине, "мода требует жертв"! Ради красоты женщины способны на многое.
Надо сказать, что шляпная мода переменчива, как и женский характер. "Скоропалительность" смены фасонов настолько очевидна, что этому можно посвятить десятки томов книг. Зачастую шляпы утрачивают роль головного убора, теряют практическое значение и используются в качестве модного аксессуара, т.е. дополнительного украшения костюма.
19 век активно продолжил традицию использовать для украшения шляп перья, оборки, цветы, банты, чучела птиц. Несколько лет были в моде шляпки, украшенные чучелами земноводных. Самые оригинальные модницы Парижа щеголяли в головных уборах с лягушками. Очевидцы отмечали, что особенно великолепно такая "зелень" смотрелась на белом фоне. Дамы 19 века считали шляпку неотъемлемой частью костюма, без головного убора выходить на улицу - "не комильфо".
Традиция украшения головных уборов перьями экзотичных пернатых, лентами, булавками и блестящей фурнитурой перекочевала из прошлых веков в наше быстротечное время научно-технического прогресса с компьютерами и различными гаджетами.
Конечно, предыдущий, 20-й жестокий, кровавый век с войнами и революциями не смог истребить женскую любовь к красивым головным уборам. Практика показала, что платки и шали в голодные, холодные времена носить было удобнее. Но даже в самые трудные годы носили шляпы, только размером поменьше, с минимальным декором, но отнюдь не утратившие своей элегантности (под стать коротким стрижкам).
21 век привнёс в шляпную моду свои характерные черты, в частности, эксклюзивные коллекции шляп известных модельеров, но, пожалуй, эта тема заслуживает быть самостоятельно освещённой. Современные законодатели моды каждый год удивляют новыми оригинальными моделями головных уборов.
Завершая этот краткий экскурс в историю шляпы, нельзя утаить сведения о самой известной «носительнице» элегантных шляпок. Несомненно, эталоном элегантности признаны шляпы королевы Елизаветы. Во время экскурсии в музее её шляпок можно услышать такие выражения о головных уборах королевы - это "бренд монархии", "национальное достояние". Почти каждый месяц музей пополняется новыми экспонатами с фотографиями и информацией о том, по какому случаю и когда королева "выгуливала" шляпу.
Глубокая благодарность моим читателям за проявленное внимание!
По этой теме также создана галерея "Интересные факты о женских головных уборах"- ссылка.
P.S. Если Вас заинтересовала статья, то ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на мой канал .
Ваше мнение очень значимо для развития канала на Яндекс. Дзен и мотивирует автора создавать новые публикации.