Найти тему
Мир кораблей

Основные положения Лондонского морского соглашения 1930 г.

Во второй половине 1920-х гг. международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом стабилизировались. Особенно это было заметно на примере Китая, который после революции 1925-1928 гг. и прихода к власти Чан Кайши, сумел сделать несколько важных шагов к возвращению своей самостоятельности. В частности, ему удалось добиться отмены прав экстерриториальности почти всех иностранцев, исключая только граждан пяти великих держав.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

-2

В Европе же в это время пацифистски настроенные политические и общественные деятели неустанно выдвигали новые проекты всеобщего разоружения и проповедовали отказ от войны как форму решения международных проблем. Самыми знаковыми проявлениями подобной тенденции стали Женевская конвенция, пакт «Бриана-Келлога» и ряд других соглашений.

Всё так же остро стоял вопрос мощи военно-морских флотов, несмотря на решения Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. Дело в том, что заключённый в Вашингтоне «Договор пяти держав», призванный ограничить морские вооружения, касался лишь линкоров и линейных крейсеров. Другие же классы кораблей — крейсеры, эсминцы и #подводные лодки — остались практически вне поля действия его статей. Исключением стал лишь пункт о предельном водоизмещении некапитальных кораблей. Из-за этого гонка морских вооружений, фактически, продолжалась во всём, что не касалось линейных сил. Эта «крейсерская лихорадка» вновь приводила к тяжёлым финансовым последствиям, а также к появлению проектов кораблей, уже не отвечавших предъявляемым требованиям вследствие своих размеров.

Заседание конференции в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне
Заседание конференции в Сент-Джеймсском дворце в Лондоне

Прошло почти восемь лет с момента подписания Вашингтонских соглашений. Новая #конференция собралась в Вестминстерском дворце в Лондоне в январе 1930 г. и продолжалась до апреля. Все пять держав, подписавшихся под прошлым договором о морских вооружениях, были приглашены к участию: Великобритания с доминионами, США, Япония, Франция и Италия. Однако два последних государства в результате взаимных противоречий покинули конференцию, и под итоговым соглашением поставили подпись только три ведущие военно-морские державы. Дело в том, что и Франция, и Италия стремились к установлению своего господства на Средиземном море. А Италия, ко всему прочему, ещё и считала себя обделённой по итогам Первой мировой войны. Французы же решительно отвергали даже саму мысль о том, что итальянский флот может быть приравнен по силе к французскому.

Впрочем, началось обсуждение, как и в прошлый раз, всё с тех же линкоров: стороны договорились не закладывать новые #линкоры — даже те, на которые они имели право, — в период с 1931 по 1936 гг., продлевая таким образом «линкорные каникулы». Кроме этого, страны должны были в порядке общего сокращения численности вывести из составов флотов уже имеющиеся корабли: три линкора США, пять — Великобритания и один — Япония.

Немаловажной была и проделанная работа по определению классов кораблей, установке их параметров и общих лимитов. Согласно определению конференции эсминцем являлся корабль водоизмещением до 1850 тонн и вооружённый артиллерией до 130 мм. Корабль, превышавший эти параметры, переходил уже в категорию крейсеров. Причём последние были поделены на два класса. Первым были лёгкие, вооружённые артиллерией с калибром до 155 мм. К тяжёлым же относились те, чей главный калибр превышал 155 мм, а максимальное водоизмещение доходило до 10 000 тонн.

USS Brooklyn — головной корабль серии лёгких крейсеров США. Постройка данного типа крейсеров стала вынужденной мерой после подписания Лондонского соглашения, так как новые тяжёлые крейсеры США построить в тот момент не могли, а малый калибр решено было восполнить скорострельностью и числом орудий
USS Brooklyn — головной корабль серии лёгких крейсеров США. Постройка данного типа крейсеров стала вынужденной мерой после подписания Лондонского соглашения, так как новые тяжёлые крейсеры США построить в тот момент не могли, а малый калибр решено было восполнить скорострельностью и числом орудий

Отдельно стоит коснуться и другого момента: впервые было дано определение новому классу кораблей — авианосцам. Согласно этому определению под авианосцем отныне понимался #корабль любого водоизмещения, предназначенный как для взлёта, так и для посадки самолётов. Второй пункт очень важен, так как устройства для запуска самолётов были известны и могли быть установлены на те же линкоры. Теперь же ни линкоры, ни крейсеры считаться авианосцами не могли.

Но что самое главное — по итогам Лондонской конференции на класс авианосцев не было наложено почти никаких ограничений. Лишь кроме запрета на постройку кораблей водоизмещением менее 10 000 тонн. Подобная мера наглядно демонстрирует место, которое на рубеже 20-30-х гг. занимали #авианосцы в сознании адмиралов. Никто не предполагал, что именно авианосцам суждено стать главной ударной силой в грядущем морском противостоянии. И в немалой степени именно это отсутствие лимитов стимулировало развитие авианосцев такими морскими державами, как США, Япония и, частично, Великобритания.

Важнейшим условием договора стало установление равного соотношения между флотами США и Англии не только по тоннажу капитальных (линейных) кораблей, но также и по кораблям других классов, при этом заявлялся равный тоннаж по эсминцам и подводным лодкам, и было установлено соотношение тоннажа крейсеров. Этот пункт полностью закрепил за США место ведущей морской державы, выступающей с Британией на равных. Бывшая теперь уже «Владычица морей», таким образом, вынуждена была окончательно отказаться от принятого ещё в 1889 г. «стандарта двух держав». Согласно этому принципу военно-морской флот Соединённого Королевства должен был равняться по мощи совокупности флотов двух других сильнейших морских держав.

HMS Iron Duke — один из британских линкоров, выведенный из состава флота по Лондонскому соглашению
HMS Iron Duke — один из британских линкоров, выведенный из состава флота по Лондонскому соглашению

Что же касается Японии, то ей пришлось согласиться на ограничение своих морских сил относительно США и Англии до следующих значений: 70% тоннажа лёгких и 60% тяжёлых крейсеров. Это соотношение было закреплено в количестве кораблей, разрешённых к постройке. При этом общий тоннаж подводного флота был ограничен 52 700 тоннами, и здесь был установлен паритет между тремя государствами. Также оговаривались предельные размеры подводных лодок — не более 2000 тонн водоизмещения.

Соперничество покинувших конференцию Франции и Италии, как уже указывалось, ограничивалось лишь Средиземноморьем, а потому не затрагивало ничьих интересов на Тихом океане. Таким образом, подписанный 22 апреля 1930 г. в Лондоне договор между США, Японией и Великобританией по большей части удовлетворял все заключившие его стороны. Надо сказать, что в целом Япония в середине 20-х гг. выступала гарантом Вашингтонской системы, ведя довольно умеренную политику. Однако это не могло не вызывать резкого отторжения в милитаристских кругах Японии, пользовавшихся поддержкой нового императора Хирохито. Офицерство, прежде всего морское, рассматривало согласие с условиями западных держав как унизительное поражение. Даже несмотря на то, что в правовом отношении Лондонский договор признавал Японию в качестве великой морской державы.

Лондонское морское соглашение вызвало противоречивые оценки как современников, так и историков. С одной стороны, оно показало стремление договаривающихся сторон к компромиссу и недопущению новой гонки вооружений. Последнее было особенно важно для Японии, не обладавшей возможностями для промышленного соперничества с Америкой. Для США главным его итогом стало укрепление собственных позиций на мировой арене и признание равенства их флота с британским.

-6

С другой же стороны, это было лишь временное достижение статус-кво, так как глобальных проблем договор не решил. Особенно это касается противоречий между США и Японией, в которой и без того были сильны антизападные позиции сторонников экспансии. Вместе с тем #договор очевидным образом повлиял на всё дальнейшее развитие военно-морских вооружений, так как одним из важнейших его аспектов был технический. Именно Лондонское соглашение заложило пути развития всех ведущих флотов мирного времени и Второй мировой войны.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы: