Найти в Дзене
Занудный балет

Скучный шедевр имперского балета - "Царь Скандал"

Не только "Спящей красавицей", "Раймондой" или "Лебединым озером" знаменит Мариус Петипа. За свою 56-летнюю службу в Петербурге и Москве он поставил большое число спектаклей, и многие из них в то время были ничуть не менее (а подчас и более) успешны, чем перечисленные шедевры. Но так получилось, что они до нас не дошли. И одним из таких шедевров является большой балет в 4-х актах и 6-ти сценах "Царь Кандавл" на музыку Цезаря Пуни по либретто самого Петипа совместно с Вернуа де Сен-Жоржем.

Высокомерный царь Кандавл, правитель Лидии, оставляет младенца Гигеса, истинного наследника престола, в лесу, чтобы его растерзали дикие звери. Тот, однако, выживает, и становится воином Кандавла, его охранником. А оракул Пифия пророчит ему, что тот станет царем.

Кроме того, во время одного из празднеств Кандавл приказывает убрать статую богини Венеры и ставит вместо нее свою жену, царицу Низию, на пьедестал, воздавая ей божественные почести. Это приводит Венеру в ярость, она насылает на Лидию голод, мор и другие беды. Испуганный, Кандавл побуждает Низию отказаться от своего титула, что та и делает, однако не прощает Кандавла. Однажды она отравляет его; на престол, как и предсказала Пифия, восходит Гигес (его, по указанию Пифии, перед смертью благословляет на царство Кандавл). Низия должна теперь стать его невестой, однако во время церемонии бракосочетания она сходит с ума и умирает.

В апофеозе Венера, в небе, в алмазном храме, показывается в окружении амуров. С триумфальным выражением лица она указывает на безжизненное тело Низии, как будто предупреждая тех, кто стремится соперничать с богиней вечной красоты.

Генриетта Дор - Низия
Генриетта Дор - Низия

"Кандавл" - один из крупнейших экзотических балетов Петипа, впервые поставленный 17 октября 1868 года с величайшим размахом, великолепием и богатством, и бивший все рекорды посещаемости в Императорском Большом Каменном театре. Место действия - древняя Лидия - оправдало самые роскошные декорации и костюмы, где Петипа продемонстрировал свое мастерство в постановке Ballet à Grand Spectacle. Одним из знаменитых отрывков была первая Великая Процессия Акта 2 (в течение которой и восходила на пьедестал вместо Венеры Низия), сцена 1, в которой Кандавл и Гигес въехали в золотой колеснице, запряженной двумя белыми лошадьми; за ней следовала Низия на искусно украшенном слоне, а потом и массовое шествие из двухсот участников.

Самым ярким событием балета было Pas de Vénus, а также Grand Pas, известное как Grand Pas Lydian, которые были единодушно признаны критиками и балетоманами как шедевры классической хореографии. Эти пьесы часто извлекались из спектакля для самостоятельного исполнения на гала-представлениях. В концовке Grand Pas Lydian участвовало 66 танцовщиков (среди которых по моде тех лет были дети в количестве 32 человек). Шествовали мулаты с тамбуринами, рабы с шелковыми зонтами. В финале все присутствовавшие на сцене танцевали соло, что давало невероятно впечатляющий эффект.

Первый спектакль ставился на заграничную балерину Генриетту Дор (Низия). Гигесом выступил Лев Иванов (известный всем любителям балета как человек, поставивший гениальный белый акт в "Лебедином озере"). Правда, по воспоминаниям Екатерины Вазем, в спектакле он почти ничего не делал. Во 2-м акте он, охранник, шагал вперед-назад возле шатра Низии, а потом отбивал ее от дикарей. Такое наполнение роли совсем не соответствовало его премьерскому статусу, что вроде осознал Петипа. Он пообещал ему, что в последнем акте у него будет "самый большой мимический сцен"... который в итоге заключался в том, что Гигес выходил, садился на трон и смотрел с него на дивертисмент.

Карлотта Брианца в партии Низии при возобновлении балета в 1891 г.
Карлотта Брианца в партии Низии при возобновлении балета в 1891 г.

Петипа возобновлял балет дважды: в 1891 году для итальянской примы-балерины Карлотты Брианцы (первая исполнительница Авроры в "Спящей красавице"), а в 1903 году, незадолго до ухода из Мариинского театра, для примы-балерины Юлии Седовой. Для последнего возобновления он добавил много нового материала, полностью подстроенного к новым вставкам музыки Риккардо Дриго. Для Pas de Vénus Петипа добавил новое адажио и новый танец для Купидона, нимф и сатиров. Он также добавил новые вариации на музыку Дриго для па-де-труа Трех граций и полностью изменил хореографию сцены "Термы царицы Низии" из третьего акта.

Павел Гердт - царь Кандавл, 1891 (в 1903 году эта партия также принадлежала ему)
Павел Гердт - царь Кандавл, 1891 (в 1903 году эта партия также принадлежала ему)

Прима петербургского балета 19 в. Екатерина Вазем считала, что "Царь Кандавл" был не самой успешной работой Петипа, приводя при этом, помимо своих аргументов, слова самого Петипа о том, что это "был грех молодости" (Петипа, к слову, уже было 50 лет). Сравнивая балет с "Дочерью Фараона", Вазем явное предпочтение отдавала второму. "Кандавл" по ее мнению был перегружен пантомимой, зачастую никому не понятной (к примеру, описывалась сцена из 1-го акта с оракулом - Пифией, которую встречал Царь; Пифия изгоняла несчастья, беды, а передавалось это маханием крыльями, подобно сове), и "навевал на публику одну тоску". Балет держался, по словам Вазем, только благодаря австро-французской балерине Генриетте Дор, вызвавшей в Петербурге большой шум.

Тем не менее, критики высоко ценили постановку, особенно выделяя уже упоминавшиеся ансамбли и пышность постановки. Да и факт заключается в том, что балет просуществовал в репертуаре Мариинки (с перерывами) до 1925 года, что было гораздо больше сроков, в течение которых стандартно жили тогда спектакли.

Вот несколько фактов о балете "Царь Кандавл":

1. Считается, что именно в нем российская публика впервые увидела технику выполнения многократно повторямых фуэте: их делала Генриетта Дор в количестве 5 штук в Pas de Venus.

2. В 1902 году Петипа так влюбился танцами трех выпускниц Театрального училища, что заново поставил па-де-труа Трех Граций, чтобы продемнстрировать публике их таланты. Среди этих трех танцовщиц была и будущая звезда мирового балета Тамара Карсавина.

3. Хоть "Царь Кандавл" и канул в лету, теоретически возможна его реконструкция, т.к. он входит в 27 балетов Гарвардской коллекции, записанных по методу Степанова (куда входят запись хореографии, а также фотографии, либретто, эскизы декораций, костюмов и т.д.). Записан был в примерно в 1903-1904 годах.

При этом, сохранились не только нотации, сделанные Степановым (или кем-то из его ассистентов), но некоторые наброски самого Петипа, сделанные задолго до записей Степанова (Grand pas Lydiаn и танец вакханок).

4. Балет исчез не полностью: по сей день некоторые осколки от него являются частью нескольких действующих балетов. Это:

  • Вариация Анны Павловой на музыку Риккардо Дриго, сочиненная для нее в 1903 году Мариусом Петипа. Входила в сцену под названием "Термы царицы Низии", где Низия танцевала под звуки арфы ее раба. Это была одна из любимых вариаций Павловой, которую она часто танцевала в своих заграничных турне.

Вариация сегодня входит в Гран па (3 акт) балета "Пахита".

Светлана Савельева

  • Вариация “L’amour”, сочиненная для Марии Горшенковой, которая сегодня также входит в число вариаций из Гран па "Пахиты" (музыка Р. Дриго). Позднее эта вариация из "Кандавла" перешла в балет "Весталка", где ее танцевала Мария Андерсон, исполнявшая там партию Амура (что за балет "Весталка" - читать здесь).

Анна Антоничева

  • В какой-то момент Дриго сочинил для "Кандавла" вальс (опять же для Горшенковой). Этот вальс сегодня используется в спектакле "Па-де-катр Розарий" Юрия Бурлаки. Под него танцуют 4 богини (c 5:10 по 6:45)
  • Наконец, осколком балета, хоть и непрямым, является па-де-де Дианы и Актеона, в наше время являющееся самостоятельным и популярным концертным номером. Об истории этого па-де-де была отдельная статья.

Остается лишь добавить, что как и многие балеты имперского наследия, "Кандавл" исчез в первые годы советской власти. Последний раз балет возобновлялся на сцене Ленинградского театра оперы и балета в марте 1925 года балетмейстером Леонидом Леонтьевым. Оттуда вырезали все сцены с вмешательством богов или отсылки к ним (ибо советская власть не признавала богов и богинь), а в самом названии остался только "Кандавл", т.к. никаких царей в названии по понятным причинам быть не могло. Сюжет строился на народном восстании против деспота Кандавла, а героиней балета стала пастушка Клития - "душа революционного заговора". Дерзость тирана, объявившего свою жену красивее Венеры, возмущала не богиню, а дворцовую стражу, которая от такой наглости тотчас переходила на сторону восставшего народа. Так начиналась революция, сметавшая царей, и в конце торжествовал народ (также новый герой балета).

Изнахраченный, лишенный изначального смысла, балет самими танцовщиками назывался не иначе, как "Царь Скандал". В таком виде он продержался еще полгода и после 2 сентября 1925 года окончательно канул в лету.

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.