Найти тему

Планета Эфиопия: монастыри и церкви Тиграя

В Тиграе находится множество обычных и более сотни вырубленных в скалах церквей, не считая заброшенных и неисследованных. Их сооружали с VI по XV века, в основном во время правления царя Эзаны, принявшего христианство и провозгласившего его официальной религией Эфиопии в IV веке. При нем построено более 44 церквей вдоль дороги между Мекеле и Адигратом. В Тиграе нередко можно встретить женщин с татуировкой на лбу в виде креста. Крестовая символика вообще имеет большое значение в Эфиопии.

-2

Сподвижники Абуны Арагави, основателя монастыря Дэбрэ-Дамо, монахи из числа «девяти святых», также поселились в Тиграе, основав еще восемь церквей. Одна из них носит имя Абуны Йематы и может поспорить по труднодоступности с Дэбрэ-Дамо.

Фото Negasi Teklay
Фото Negasi Teklay

Она находится в к югу от города Хавзен (Hawzen), в горах Геральты в районе Гух (Guh). От ближайшей деревни Мегаб до храма 5 км, а от подножия горы до входа в церковь - деревянной двери прямо в скале – дорога займет минут 30-40, но эту дорогу осилит не каждый идущий.

Фото TeeTee Berhe
Фото TeeTee Berhe

Нужно иметь неплохую физическую форму и обладать навыками скалолазания, и уж точно не бояться высоты. Взбираться придется по отвесным камням, преодолеть импровизированный мост в виде бревна над пропастью 250 метров и участок пути по выступу шириной 70-100 см над обрывом 300 метров. В принципе, там есть местные помощники за долю малую, но от этого как-то не легче… При этом монахи с улыбкой рассказывают, что сюда приносят новорожденных детей для крещения, а воскресные службы посещают беременные женщины и пожилые люди. Они говорят: «Пусть ваша вера будет больше вашего страха!»

Фото Negasi Teklay
Фото Negasi Teklay

Церковь целиком вырублена в скале, поэтому внутреннее пространство освещается только из дверного проема и с помощью факелов, что создает некую ауру мистики и таинственности при разглядывании фресок. Большая часть сюжетов настенной и потолочной росписи – из Ветхого Завета, новозаветных историй немного. Благодаря сухому воздуху и отсутствию влажности все фрески сохранились в приличном состоянии, а многие из них датируются XV веком. В частности, в куполе изображены девять апостолов (еще три – на стене рядом), возможно в качестве некой аллегории с «девятью святыми», принесшими христианство в эти края.

Фото Matthew Flickr
Фото Matthew Flickr

Есть тут и изображение основателя церкви Абуны Йематы – на коне, рядом с ним его племянник Бенджамин, расписавший эти фрески. Вход в эту церковь стоит 150 быр.

Фото Negasi Teklay
Фото Negasi Teklay

Немного проще подняться в расположенную поблизости церковь Святой Марии на горе Коркор (Мариам Koркор). При подъеме на гору (около полутора часов от деревни Мегаб) можно полюбоваться живописной панорамой равнины Хавзен, видом на деревню и на церковь Абуны Йематы. Белый фасад церкви вписан в скалу, а стены и 12 колонн, поддерживающих потолок, украшены фресками с библейскими сюжетами.

Фото Thomas Kunz
Фото Thomas Kunz

Примечательно, что в Эфиопии Дева Мария нередко изображается с кругом вокруг живота, указывающим на ее беременность. В русском православии такого изображения не встретить, хотя оно было распространено в византийском искусстве XVII века. Дева Мария с Христом в утробе изображена на западной стене храма.

Билет в Мариам Koркор стоит 150 быр, но он комбинированный – по нему можно также посетить церковь Даниила (Даниель Коркор) на восточной стороне этой же горы в нескольких минутах ходьбы. Это небольшая церковь на краю пропасти, откуда открывается потрясающий вид.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фото Chr. Offenberg
Фото Chr. Offenberg

В 18 км от церкви Абуны Йематы (от Мегаба по дороге в Кораро – 23 км) находится еще одна труднодоступная церковь, посвященная Абуне Гебре Микаэлю. Подъем к ней также требует хорошей физподготовки, потому что дороги к храму как такового нет – придется карабкаться по скалам. Необычность росписи этого храма заключается в обилие ярких цветов – голубого, фиолетового и оранжевого, разбавляющих традиционную палитру коричневого и желтого. Даже пол в церкви раскрашен яркими цветами.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фрески конца XVIII века выполнены все в той же экспрессивно-фольклорной технике, что и более ранние. Вообще, в Эфиопии стиль и технология росписи не претерпели никаких изменений за все эти годы: иконы XV века на взгляд неспециалиста практически идентичны современным работам. Сама церковь возведена, скорее всего, в XV веке, о чем свидетельствуют устройство алтарной части и перекрытие центрального нефа по типу «saddle-back».

В 35 км от Мекеле, в местечке Ацби недалеко от города Хайки Мешал, находится церковь Святого Михаила - Микаэль Имба. Она расположена на небольшой горе высотой 2300 м.

Фото Carsten ten Brink
Фото Carsten ten Brink

Дата постройки церкви неизвестна, некоторые исследователи по архитектурным признакам аксумского периода относят ее к IV веку. Около церкви находятся два больших водосборных бассейна.

Восточнее деревни Тека Тесфай находится пещерная церковь Петра и Павла, которая сильно пострадала от осадков: вода смыла большинство картин и фресок.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но в 1980-х годах обычный крестьянин Халеф Рета за 12 лет в одиночку (!) высек в скале у подножия горы новую церковь.

К югу от церкви Петра и Павла в 15 минутах ходьбы находится небольшая возвышенность (2760 м), на которой расположена церковь Святого Михаила - Микаэль Милхайзенги.

Фото Бернара Ганьона
Фото Бернара Ганьона

С дороги видны деревянные двери в скале – вход в храм.

Фото Бернара Ганьона
Фото Бернара Ганьона

Следующая скальная церковь находится восточнее церкви Святого Михаила, до нее примерно 20 минут ходу. Это храм Христа Спасителя - Medhanialem Adikosho.

-16

Он имеет некоторое сходство с церковью в монастыре Дэбрэ-Дамо, поэтому предположительно возведен был еще до строительства комплекса в Лалибеле. На подъеме к храму в скале можно увидеть выбоины. По легенде, это следы ног Святого Георгия и отпечатки копыт его коня.

На северной окраине города Вукро находится церковь IV века - Вукро Чиркос, посвященная младенцу-мученику Кирику из Тарса.

-17

Храм пострадал от огня в X веке во время преследований христиан королевой агау Юдит. Но об этом напоминают только почерневшие фрагменты на потолке, а в целом церковь красиво украшена фресками XV века. Практически в каждой эфиопской церкви находится Табот - копия Ковчега Завета, здесь их три, посвященных Святому Михаилу, Святой Марии и святому Гавриилу.

Одной из лучших церквей в Тиграе считается церковь Абреха и Ацбеха (Abreha We Atsbeha).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Это имена царя Эзаны и его брата Сайзаны, царей Аксума, принявших христианство в IV веке. Точное время строительство храма неизвестно, но по косвенным признакам ученые считают, что он был вырублен задолго до скальных церквей в Лалибеле, возможно в X веке.

Фото Gerhard Huber
Фото Gerhard Huber

Церковь знаменита великолепными фресками XVII века и молитвенным крестом первого епископа Эфиопии Аввы Селамы, а также, по преданию, мумиями царей-близнецов, хранящимися в запечатанном ящике. В конце 19 века к церкви пристроен новый нартекс по приказу царя Йоханныса IV. Интересно, что в его росписи, кроме обычных библейских сюжетов, присутствуют сцены из жизни самого царя. Таким образом Йоханныс IV старался подчеркнуть свою преемственность по отношению к древней царской династии времен Аксума. Не только он, но и другие правители Эфиопии строили новые храмы в Тиграе и делали богатые пожертвования древним монастырям, укрепляя тем самым свою власть в этом регионе. Церковь расположена в 15 км к западу от Вукро (Wukro) или в 23 км от Мегаба.

Фото Bernard Gagnon
Фото Bernard Gagnon

Церковь Абуны Абрахама (Abune Abraham Debre Tsion) из тесаного камня названа в честь основавшего ее монаха. Она находится в часе езды от деревни Дегум, в 29 км к западу от городка Вукро (Wukro) или в 18 км к юго-востоку от Хавзена (Hawzien). Церковь построена в XIV веке, фрески примерно того же времени сохранились не очень хорошо, но гордостью местных священников является церемониальный веер XV века – пергамент натянут на круглый каркас из реек диаметром 1 метр.

Фото Carsten ten Brink
Фото Carsten ten Brink

Существует также небольшая купольная комната, которая, как считается, служила молитвенной комнатой Авраама Абуне. По высеченной в скале дорожке можно подняться в небольшое куполообразное помещение, стены которого украшены геометрическими узорами и барельефами ангелов и святых. Это келья самого Абуны Авраама, хотя он был известен и тем, что молился на острых камнях около церкви.

Фото Владимира Мельника
Фото Владимира Мельника

Церковь Микаэль Дебре Селам находится в 8 км от небольшого городка Ацби (Atsbi), вокруг которого расположено несколько скальных и полускальных церквей времен аксумской цивилизации.

Фото  John Warburton
Фото John Warburton

С дороги на северо-запад в сторону реки церковь на горе можно увидеть издалека. В этом районе растет достаточное для строительства количество древесины (можжевельника, к примеру), поэтому часть храма вырубалась в скале, а часть отстраивалась. Северная стена Микаэль Дебре Селам высечена в камне, а остальные стены возведены с использованием дерева и камня. Здесь вроде бы захоронены останки императора VI века Гебре Мескель, хотя его усыпальница находится около Аксума вместе с усыпальницей отца – царя Калеба. Входной билет стоит 150 быр.

В часе ходьбы от церкви Абуны Абрахама (Debre Tsion), рядом с деревней Метари, находится церковь Иоанна Крестителя.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Роспись стен и потолка отличается по стилю от аналогичных в Тиграе, включая сцены жизни Иоанна Крестителя.

Церковь Геннета Марьям XIII века находится в Ласте, недалеко от Лалибелы. Она расположена отдельно от остальных скальных церквей Тиграя и отличается от них богатой росписью с изображениями птиц и слонов – не только ангелов и святых. Кресты на крыше очень длинные, больше похожи на мечи.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников