В Тиграе находится множество обычных и более сотни вырубленных в скалах церквей, не считая заброшенных и неисследованных. Их сооружали с VI по XV века, в основном во время правления царя Эзаны, принявшего христианство и провозгласившего его официальной религией Эфиопии в IV веке. При нем построено более 44 церквей вдоль дороги между Мекеле и Адигратом. В Тиграе нередко можно встретить женщин с татуировкой на лбу в виде креста. Крестовая символика вообще имеет большое значение в Эфиопии.
Сподвижники Абуны Арагави, основателя монастыря Дэбрэ-Дамо, монахи из числа «девяти святых», также поселились в Тиграе, основав еще восемь церквей. Одна из них носит имя Абуны Йематы и может поспорить по труднодоступности с Дэбрэ-Дамо.
Она находится в к югу от города Хавзен (Hawzen), в горах Геральты в районе Гух (Guh). От ближайшей деревни Мегаб до храма 5 км, а от подножия горы до входа в церковь - деревянной двери прямо в скале – дорога займет минут 30-40, но эту дорогу осилит не каждый идущий.
Нужно иметь неплохую физическую форму и обладать навыками скалолазания, и уж точно не бояться высоты. Взбираться придется по отвесным камням, преодолеть импровизированный мост в виде бревна над пропастью 250 метров и участок пути по выступу шириной 70-100 см над обрывом 300 метров. В принципе, там есть местные помощники за долю малую, но от этого как-то не легче… При этом монахи с улыбкой рассказывают, что сюда приносят новорожденных детей для крещения, а воскресные службы посещают беременные женщины и пожилые люди. Они говорят: «Пусть ваша вера будет больше вашего страха!»
Церковь целиком вырублена в скале, поэтому внутреннее пространство освещается только из дверного проема и с помощью факелов, что создает некую ауру мистики и таинственности при разглядывании фресок. Большая часть сюжетов настенной и потолочной росписи – из Ветхого Завета, новозаветных историй немного. Благодаря сухому воздуху и отсутствию влажности все фрески сохранились в приличном состоянии, а многие из них датируются XV веком. В частности, в куполе изображены девять апостолов (еще три – на стене рядом), возможно в качестве некой аллегории с «девятью святыми», принесшими христианство в эти края.
Есть тут и изображение основателя церкви Абуны Йематы – на коне, рядом с ним его племянник Бенджамин, расписавший эти фрески. Вход в эту церковь стоит 150 быр.
Немного проще подняться в расположенную поблизости церковь Святой Марии на горе Коркор (Мариам Koркор). При подъеме на гору (около полутора часов от деревни Мегаб) можно полюбоваться живописной панорамой равнины Хавзен, видом на деревню и на церковь Абуны Йематы. Белый фасад церкви вписан в скалу, а стены и 12 колонн, поддерживающих потолок, украшены фресками с библейскими сюжетами.
Примечательно, что в Эфиопии Дева Мария нередко изображается с кругом вокруг живота, указывающим на ее беременность. В русском православии такого изображения не встретить, хотя оно было распространено в византийском искусстве XVII века. Дева Мария с Христом в утробе изображена на западной стене храма.
Билет в Мариам Koркор стоит 150 быр, но он комбинированный – по нему можно также посетить церковь Даниила (Даниель Коркор) на восточной стороне этой же горы в нескольких минутах ходьбы. Это небольшая церковь на краю пропасти, откуда открывается потрясающий вид.
В 18 км от церкви Абуны Йематы (от Мегаба по дороге в Кораро – 23 км) находится еще одна труднодоступная церковь, посвященная Абуне Гебре Микаэлю. Подъем к ней также требует хорошей физподготовки, потому что дороги к храму как такового нет – придется карабкаться по скалам. Необычность росписи этого храма заключается в обилие ярких цветов – голубого, фиолетового и оранжевого, разбавляющих традиционную палитру коричневого и желтого. Даже пол в церкви раскрашен яркими цветами.
Фрески конца XVIII века выполнены все в той же экспрессивно-фольклорной технике, что и более ранние. Вообще, в Эфиопии стиль и технология росписи не претерпели никаких изменений за все эти годы: иконы XV века на взгляд неспециалиста практически идентичны современным работам. Сама церковь возведена, скорее всего, в XV веке, о чем свидетельствуют устройство алтарной части и перекрытие центрального нефа по типу «saddle-back».
В 35 км от Мекеле, в местечке Ацби недалеко от города Хайки Мешал, находится церковь Святого Михаила - Микаэль Имба. Она расположена на небольшой горе высотой 2300 м.
Дата постройки церкви неизвестна, некоторые исследователи по архитектурным признакам аксумского периода относят ее к IV веку. Около церкви находятся два больших водосборных бассейна.
Восточнее деревни Тека Тесфай находится пещерная церковь Петра и Павла, которая сильно пострадала от осадков: вода смыла большинство картин и фресок.
Но в 1980-х годах обычный крестьянин Халеф Рета за 12 лет в одиночку (!) высек в скале у подножия горы новую церковь.
К югу от церкви Петра и Павла в 15 минутах ходьбы находится небольшая возвышенность (2760 м), на которой расположена церковь Святого Михаила - Микаэль Милхайзенги.
С дороги видны деревянные двери в скале – вход в храм.
Следующая скальная церковь находится восточнее церкви Святого Михаила, до нее примерно 20 минут ходу. Это храм Христа Спасителя - Medhanialem Adikosho.
Он имеет некоторое сходство с церковью в монастыре Дэбрэ-Дамо, поэтому предположительно возведен был еще до строительства комплекса в Лалибеле. На подъеме к храму в скале можно увидеть выбоины. По легенде, это следы ног Святого Георгия и отпечатки копыт его коня.
На северной окраине города Вукро находится церковь IV века - Вукро Чиркос, посвященная младенцу-мученику Кирику из Тарса.
Храм пострадал от огня в X веке во время преследований христиан королевой агау Юдит. Но об этом напоминают только почерневшие фрагменты на потолке, а в целом церковь красиво украшена фресками XV века. Практически в каждой эфиопской церкви находится Табот - копия Ковчега Завета, здесь их три, посвященных Святому Михаилу, Святой Марии и святому Гавриилу.
Одной из лучших церквей в Тиграе считается церковь Абреха и Ацбеха (Abreha We Atsbeha).
Это имена царя Эзаны и его брата Сайзаны, царей Аксума, принявших христианство в IV веке. Точное время строительство храма неизвестно, но по косвенным признакам ученые считают, что он был вырублен задолго до скальных церквей в Лалибеле, возможно в X веке.
Церковь знаменита великолепными фресками XVII века и молитвенным крестом первого епископа Эфиопии Аввы Селамы, а также, по преданию, мумиями царей-близнецов, хранящимися в запечатанном ящике. В конце 19 века к церкви пристроен новый нартекс по приказу царя Йоханныса IV. Интересно, что в его росписи, кроме обычных библейских сюжетов, присутствуют сцены из жизни самого царя. Таким образом Йоханныс IV старался подчеркнуть свою преемственность по отношению к древней царской династии времен Аксума. Не только он, но и другие правители Эфиопии строили новые храмы в Тиграе и делали богатые пожертвования древним монастырям, укрепляя тем самым свою власть в этом регионе. Церковь расположена в 15 км к западу от Вукро (Wukro) или в 23 км от Мегаба.
Церковь Абуны Абрахама (Abune Abraham Debre Tsion) из тесаного камня названа в честь основавшего ее монаха. Она находится в часе езды от деревни Дегум, в 29 км к западу от городка Вукро (Wukro) или в 18 км к юго-востоку от Хавзена (Hawzien). Церковь построена в XIV веке, фрески примерно того же времени сохранились не очень хорошо, но гордостью местных священников является церемониальный веер XV века – пергамент натянут на круглый каркас из реек диаметром 1 метр.
Существует также небольшая купольная комната, которая, как считается, служила молитвенной комнатой Авраама Абуне. По высеченной в скале дорожке можно подняться в небольшое куполообразное помещение, стены которого украшены геометрическими узорами и барельефами ангелов и святых. Это келья самого Абуны Авраама, хотя он был известен и тем, что молился на острых камнях около церкви.
Церковь Микаэль Дебре Селам находится в 8 км от небольшого городка Ацби (Atsbi), вокруг которого расположено несколько скальных и полускальных церквей времен аксумской цивилизации.
С дороги на северо-запад в сторону реки церковь на горе можно увидеть издалека. В этом районе растет достаточное для строительства количество древесины (можжевельника, к примеру), поэтому часть храма вырубалась в скале, а часть отстраивалась. Северная стена Микаэль Дебре Селам высечена в камне, а остальные стены возведены с использованием дерева и камня. Здесь вроде бы захоронены останки императора VI века Гебре Мескель, хотя его усыпальница находится около Аксума вместе с усыпальницей отца – царя Калеба. Входной билет стоит 150 быр.
В часе ходьбы от церкви Абуны Абрахама (Debre Tsion), рядом с деревней Метари, находится церковь Иоанна Крестителя.
Роспись стен и потолка отличается по стилю от аналогичных в Тиграе, включая сцены жизни Иоанна Крестителя.
Церковь Геннета Марьям XIII века находится в Ласте, недалеко от Лалибелы. Она расположена отдельно от остальных скальных церквей Тиграя и отличается от них богатой росписью с изображениями птиц и слонов – не только ангелов и святых. Кресты на крыше очень длинные, больше похожи на мечи.