В следующем году в Москве обещают запустить Большую кольцевую линию (БКЛ) метро. Для её строительства уже несколько лет то перекрывают целые линии, то закрывают станции, то раскапывают площади. Зато когда запустят, маршруты в метро станут более естественными — без необходимости ехать через центр.
Но то, что одной кольцевой линии Москве недостаточно, понимали ещё в 1940-е, когда московское метро большей частью было ещё в проекте...
Обычное кольцо — это Большое, а внутри ещё хотели сделать Малое
Привычная нам кольцевая линия метрополитена должны была стать Большим кольцом. А вот примерно по границам Бульварного кольца на поверхности планировали построить под землёй Малое кольцо, связав хордовые линии в самом центре столицы.
Как минимум в 1947 году, когда и кольцевая линия ещё не была запущена, Малое кольцо уже было на перспективных схемах.
Так, на открытой в 1950 году станции "Курская-кольцевая" на медальоне значилось "Станция "Курская" Большого кольца". Сейчас этот медальон сохранён на стене тоннеля как памятный знак.
Ещё одним кольцом потенциально могла стать проектируемая линия между юго-западом Москвы (туда город собирался развиваться в 1950-е) и востоком. Инженеры уже практически спроектировали половину кольца с ветками к заводу им. Сталина (позже — ЗИЛ) и в Лефортово, но в итоге туда пустили наземный транспорт. Строить метро было слишком дорого.
Потом решили делать всё же большое Большое кольцо
Малое кольцо так и не построили, но проблема оставалась: пересадок между линиями метро за пределами центра не было. А радиальные ветки расползались всё дальше по окраинам. И добираться из одного района в другой через центр и Кольцевую линию метро было нерационально.
Просто чтобы понятна была ситуация: за пределами Кольцевой линии метро в Москве до 1983 года не было НИ ОДНОЙ пересадки с линии на линию. Потом открыли "Каховскую" и "Севастопольскую" — и всё, аж до 1995 года.
И вот на перспективной схеме 1971 года мы видим уже проект Большого кольца — довольно далеко от действующей кольцевой линии, с семью пересадками на радиальные ветки.
В проекте 1971 года местами уже видны идеи нынешней БКЛ. Например, вот та ветка из трёх станций на юге ("Каширская", "Варшавская" и "Каховская") изначально планировались как часть будущего большого кольца. И даже кусок красной линии "Черкизовская" — "Улица Подбельского" (её потом переименовали в "Бульвар Рокоссовского") тоже проектировался как часть будущего кольца.
В других местах, правда, довольно много расхождения. Так, полукольцо на севере и западе скорее ближе к сегодняшнему МЦК, а юго-восточная часть, напротив, планировалась дальше от центра.
Вместо Большого кольца — метро в Мытищи и Балашиху
Внезапно в 1980-х годах планы изменились. Решили строить не кольцо, а скоростные хордовые линии для связи радиальных между собой на окраинах Москвы. В проектах были линии с юга Москвы в Митино и Балашиху, ветка Внуково — Мытищи и даже Химки — Люберцы.
Но скоростные линии были, по сути, отдельным проектом, с другими технологиями. И всё снова упёрлось в деньги. Проект так и не был начат.
Но идеи напрасно не пропали. Часть маршрутов непостроенных хорд станет фрагментами БКЛ.
БКЛ обещали к 2035 году. Сейчас хотят запустить уже в 2022-м
В 2000-х годах метро стали строить нарастающими темпами, зачастую в те районы, где ещё и жилья-то не было. Господствующей архитектурной идеей стало развитие города через транспорт: если протянуть на пустырь метро, там быстро построят жильё, потому что оно будет хорошо продаваться. А там и остальная инфраструктура подтянется (а вот это увы).
А колец в итоге стало и вовсе три: в 2016 году запустили наземную Московскую кольцевую линию (МЦК) с "Ласточками" и интегрировали её с метро: бесплатные пересадки, поезда раз в несколько минут.
И продолжили строить БКЛ. Часть станций уже открыли, другие откроют в этом году, в целом обещают закончить всю линию в следующем.
В итоге должно стать как-то так.
Радиальные линии тоже тянут всё дальше: в Новую Москву, в аэропорт "Внуково",