Найти в Дзене
частные суждения

Хогвартс без прикрас. Дамблдор, деньги и «тайная» комната.

«Раскопай своих подвалов...»
(с) Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу»

Роулинг и актёры из экранизации её романов.
Роулинг и актёры из экранизации её романов.

В мире, созданном талантом и воображением Джоан Роулинг, есть множество тёмных мест и белых пятен. Его с полным основанием можно назвать увлекательной головоломкой, каждая деталь которой только кажется случайной. Взять, к примеру, вопрос о финансировании Хогвартса. Откуда директора Хогвартса брали деньги на содержание этого огромного замкового комплекса, который постоянно пытаются разнести на части сотни малолетних магов?

Макет зданий Хогвартса.
Макет зданий Хогвартса.

Да, разумеется в Хогвартсе есть защитные чары и штат домовиков, которые проводят мелкий ремонт. Но в любом случае одно лишь поддержание жилых помещений и учебных залов в сколько-нибудь приличном состоянии должно стоить немалых денег. Не говоря уже о покупке продовольствия для всех учеников, оплате труда педагогов, закупке учебных пособий и магических книг, а также постоянно расходуемых ингредиентов для магических зелий и прочих материалов для разнообразных лабораторных работ.

«Добби, а можешь ли ты добыть средства на содержание Хогвартса?»
«Добби, а можешь ли ты добыть средства на содержание Хогвартса?»

Возможно, часть этих расходов покрывает Министерство Магии, но далеко не все. Из текстов романов о Гарри Поттере не видно, чтобы министерство в Хогвартсе обладало той властью, которая у него была бы, если бы школа состояла на государственном (то бишь министерском) содержании. Кроме того, в этом случае не было бы необходимости в Попечительском совете, который помимо прочего заведует финансовыми вопросами. Если бы Хогвартс всё финансирование получал из министерства, то использование этих средств полностью контролировала бы министерская комиссия, а не данная общественная организация.

«Вы хотите получить деньги Малфоев, жалкие твари?!»
«Вы хотите получить деньги Малфоев, жалкие твари?!»

Родители учеников не платят за обучение, в противном случае бедняки, особенно маглорождённые, не могли бы учиться в Хогвартсе. У школы, конечно, есть спонсоры — например, Люциус Малфой. Но их немного и они тоже явно не содержат Хогвартс за свой счёт, иначе их контроль над учебным процессом и учительским составом проявлялся бы куда сильнее. Да и вряд ли это вообще было бы возможно, учитывая масштаб всех трат, необходимых для функционирования такого учебного заведения. Скорее всего, средства спонсоров шли в фонд покупки инвентаря и учебников для малоимущих студентов Хогвартса.

Интересно, в какую сумму обошлось обустройство директорского кабинета?
Интересно, в какую сумму обошлось обустройство директорского кабинета?

Однако Хогвартс существует много веков, его директорами были самые разные личности, включая тех, кто заведомо не смог бы оплачивать содержание школы из собственных средств. При этом руководство Хогвартса держит себя достаточно независимо, и эта традиция появилась ещё до того, как директором стал сильнейший маг своего поколения, победитель Гриндевальда, профессор Дамблдор. А любая свобода должна опираться на финансовый фундамент, иначе она превратится в фикцию. То есть с самого основания Хогвартса у его директоров имелся какой-то неявный источник денежных средств.

«Сколько галеонов дадите за каждое перо?»
«Сколько галеонов дадите за каждое перо?»

На чём руководство Хогвартса могло бы зарабатывать? Продажа мандрагор и прочих волшебных растений из теплиц, лицензии на отлов редких существ из Запретного леса… всё это возможно, но в текстах об этом не сказано. Кроме того, такими способами особо много не заработаешь. Дороже всего стоят те компоненты, которые добываются из крайне редких и опасных волшебных существ — например, перо феникса. Однако даже если Дамблдор будет регулярно ощипывать Фоукса догола, вряд ли он соберёт нужную на содержание огромного замка сумму, а у предыдущих директоров таких питомцев не было. Зато в Хогвартсе постоянно обитало другое существо, ещё более редкое и притом крайне ценное.

«Я змея, я сохраняю покой...»
«Я змея, я сохраняю покой...»

Разумеется, речь идёт о Василиске, живущем в так называемой «тайной комнате», то есть в подземелье. Есть два заведомо лживых утверждения на его счёт: что Салазар Слизерин поселил его в подвале для того, чтобы уничтожать маглорождённых, и что директора Хогвартса не знали о том, что это магическое существо живёт в здании школы. Нелепость первого утверждения вполне очевидна: Василиск убивает любого, кто ему встретится, у чистокровных магов нет иммунитета от его яда. К тому же Василиск как средство зачистки территории — крайне неэффективное оружие. Впрочем, его никогда даже не пытались использовать таким образом, все его жертвы стали таковыми совершенно случайно.

Гарри Поттер добывает ценный ингредиент из убитого им редкого хищника.
Гарри Поттер добывает ценный ингредиент из убитого им редкого хищника.

Если директора Хогвартса знали о наличии у них Василиска, то сама собой напрашивается мысль о продаже его яда и чешуи. Вспомним, как в тексте герои нашли сброшенную кожу этой огромной змеи. И никто при этом не задумался, сколько раз Василиск линял за свою очень долгую жизнь и куда девались шкуры от его предыдущих линек. Если бы их никто не забирал, этими шкурами были бы заполнены все подвалы Хогвартса. К слову, вскоре после убийства Василиска у Хогвартса действительно начались весьма серьёзные проблемы, скорее всего связанные с лишением привычного источника финансирования. Пришлось клянчить деньги у Министерства Магии, оно прислало инспектора в лице Долорес Амбридж, а в итоге Дамблдор потерял свой директорский пост.