С появлением в XX веке таких мастеров модернизма, как Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз и Рэй Имз, Исаму Ногучи и Фрэнк Гери, границы между предметным дизайном и искусством начали размываться, особенно это касается мебели повседневного обихода. Благодаря модернистскому движению появились мастера, исследующие художественное значение и функциональные качества мебели.
Кроме того, многие художники современного искусства начали использовать предметы мебели в своих работах. Предлагаем вспомнить одни из самых интересных инсталляций этих мастеров.
Herd Morality («Стадная мораль») Брайана Гоггина, 1994 — 1995 год
Эта временная инсталляция располагалась во дворе Художественного центра Сан-Франциско (Yerba Buena Center for the Arts) в период с 1994 по 1995 год. Для ее создания Брайан Гоггин использовал 35 разнообразных столов в стиле королевы Анны.
Художник воспользовался своим любимым приемом — он присвоил мебели антропоморфные качества по отношению к архитектуре и местоположению. Привычному предмету мебели Гоггин придал образ бегущего животного.
Столы будто прыгали с одной крыши на другую, затем — вниз и через внутренний двор центра. «Барьеры падают между людьми и вещами, объектами и намерениями», — такое описание инсталляции можно встретить в англоязычных источниках.
Инсталляции из платяных шкафов Ханнеса ван Северена, 2006 и 2008 годы
Бельгийский художник и скульптор создал серию инсталляций из платяных шкафов в 2006 и 2008 годах. В своих экспозициях он перенес массивную мебель в сюрреалистический мир проницаемых поверхностей и невероятных углов и форм. Задачей Северена было лишить объект его первоначальной функциональности, чтобы на первый план вышла его эстетическая ценность.
How does your Garden Grow? («Как растет ваш сад?») Кевина Ханта, 2007 год
Кевин Хант создал серию мебели и различных предметов (куда входили стулья, комоды, двери), покрывая их живой растущей травой, которая со временем меняла их по мере своего роста вне контроля художника. Проект Ханта стартовал, когда тот увлекся изучением процесса создания скульптур из долговечных, а также непостоянных материалов.
Architecture without Architects («Архитектура без архитекторов») Дамиана Ортега, 2010 год
Ортега знаменит своими инсталляциями из подвешенных в воздухе разнообразных предметов: например, частей автомобиля, строительных инструментов. Architecture without Architects — не исключение. Впервые эта работа мексиканского художника была продемонстрирована в 2010 году в Barbican Art Gallery в Лондоне. Она представляла из себя парящую в пространстве мебель.
1000 Legs, Cultivating Fruits («1000 ног, выращивание фруктов») Фумико Кобаяши, 2013 год
Экспозиция со своеобразным названием — это импровизированная стена от пола до потолка, сконструированная из стульев и одежды местных жителей, а также самого художника. Она была выставлена в токийском музее Мори (Mori Art Museum) в 2013 году.
Одна сторона этой стены была выполнена из элементов одежды, что придавало ей относительно плоский вид, другая — из более 300 деревянных и металлических стульев разных форм и цветов, которые были закреплены без использования гвоздей. Эта экспозиция стала одной из самых популярных на выставке.
Через свою работу Фумико Кобаяши хотел показать многослойность человеческого бытия.
Bang («Взрыв») Ай Вэйвэя, 2013 год
После возвращения в Китай Ай Вэйвэй углубился в изучение родной истории и быта, он приобретал антикварную мебель и произведения искусства и интегрировал их образы в свои проекты, стараясь обратить внимание общественности на проблему вывоза из Китая культурных ценностей за рубеж.
Одним из предметов, заинтересовавших художника, оказался традиционный трехногий табурет, долгое время широко использовавшийся в китайских домах. Благодаря своей прочности он служил десятилетиями ни одному поколению. При этом дизайн табурета оставался неизменным.
Так как со временем табурет заменили современные аналоги из металла и пластика, и он практически исчез из обихода, Ай Вэйвэй решил отдать дань уважения этому знаменитому в свое время предмету мебели.
Инсталляция для Венецианской биеннале 2013 года состояла из 886 табуретов, часть из которых была изготовлена мастерами по старинным технологиям, некоторые были привезены дизайнером из китайских деревень.
Проект призывал задуматься о том, что из-за роста мегаполисов и массовых явлений люди забывают о самобытности и уникальности собственной культуры.
Зеленые газоны на персидских коврах Мартина Рота, 2016 год
Художник Мартин Рот создавал работы, которые исследовали временную природу органических структур и материальный мир. Один из его проектов был связан с дорогими персидскими коврами, чью тканную поверхность художник засаживал семенами трав (часто — пырея).
Трава, прорастая, радовала глаз, но при этом разрушала основу ковра. Сам Рот так комментировал смысл своих произведений: «Я хотел создать работы о стремлении стран Запада навязать свою культуру и ценности другим народам, в первую очередь, в исламских странах. Когда моя трава вторгается в персидские ковры, она изначально создает что-то новое и прекрасное. Однако, в конечном счете, разрушает старое и ценное».
Выставка Мартина Рота в Корейском культурном центре в Лондоне, 2016 год
Свою первую работу, связанную с персидскими коврами, Мартин Рот представил в 2012 году в австрийском замке. К сожалению, художник ушел из жизни в 2019 году.
May Flower («Майский цветок») Люси Додд, 2018 год
Выставка May Flower прошла в нью-йоркской галерее современного искусства David Lewis. В середине белого зала Люси Додд расположила каркасы стульев и кресел, обтянутых лохматыми хлопковыми жгутами, а на стенах были развешены полуабстрактные картины художницы. С помощью разнообразных стульев Додд хотела показать важность всех людей и существ в мире.
Инсталляция бренда Vitra Роберта Стадлера, 2018 год
В рамках Миланской недели дизайна 2018 года швейцарский бренд Vitra в пространстве La Pelota представил выставку «Типажирование: собрание знаковых, забытых и новых предметов Vitra».
Дизайнер Роберт Стадлер включил в инсталляцию около 200 объектов, в том числе предметы, которые производились брендом на тот момент, иконы Vitra, изделия из лимитированных серий, а также экспериментальные разработки. Предметом исследования выставки стала социальная функция мебели в обществе.