Найти в Дзене
Вокруг Да около

Главный вокзал Нижнего Новгорода. Рассказываю, как он изменился с царских времен

На главном вокзале Нижнего Новгорода в последние несколько лет прошла большая реконструкция. При этом был отремонтирован не только сам вокзал, но и некоторые объекты вокруг него. Я рассказываю вам историю вокзалов города на Волге и Оке, а также несколько этапов, которые пережил Московский вокзал.

ИСТОРИЯ

История первого вокзала Нижнего Новгорода началась в 1862 году, когда была продлена железная дорога Москва-Владимир. Железнодорожная сеть потихоньку развивалась, захватывая все новые и новые регионы России. Вокзал выглядел так, он был разделен как бы на три части.

Московский вокзал Нижнего Новгорода в XIX веке. Фото ru.wikipedia.org
Московский вокзал Нижнего Новгорода в XIX веке. Фото ru.wikipedia.org

Город расширялся, Нижнему Новгороду стали нужны новые железнодорожные пути, поэтому в 1872 году была посмотрена еще одна станция - Канавинская, которая позже получила название Сормовский вокзал. Вокзал тоже принимал поезда, но тогда это место, которое сейчас является частью города, было частью города Канавино. Сейчас это часть Канавинского района Нижнего Новгорода.

Но этот вокзал был закрыт в середине XX века, как и, наверное, больше известный Ромодановский вокзал, который был открыт чуть позже, в 1904 году. Находился он на другом берегу Оки совсем рядом с современным метромостом. Оттуда ходило достаточно большое количество поездов на юг, в сторону Казани и республики Мордовия, также оттуда уходили солдаты на Первую мировую и Великую Отечественную войны. Вокзал был главным в городе до середины XX века. Затем был построен Сартаковский мост через Оку и поезда дальнего следования ушли на главный - Московский вокзал. А затем, после очередного обрушения ветки, проходящей по берегу Оки, вокзал вообще закрыли. Здание сохранилось, но сейчас там находятся офисы.

Между открытий этих двух вокзалов обновлялся и Московский возкал. В 1894 году совсем рядом с ним был открыт императорский (царский) павильон для приездов Николая II в город. Там даже специально был установлен телефон для важных переговоров. Император дважды побывал в городе на Волге (1896 и 1913 гг.).

В 1933 был построен первый постоянный мост через Оку - Канавинский. И по нему ходили поезда между двумя вокзалами (Московский и Ромодановский).

Вокзал долго сохранял свой исторический облик, как на фото выше. Во время войны он не пострадал. И именно на такой вокзал возвращались солдаты с Великой Отчественной войны.

Но в 60-е гг. XX века здание было полностью перестроено. Тогда была борьба с излишествами, лишили чего-то лишнего и здание вокзала. А если точнее, сделали из него такую вот коробку. Царский павильон при этом сохранили. Вот он, виднеется справа, на фото 1982 года.

Здание вокзала в 1982 году. Фото ru.wikipedia.org
Здание вокзала в 1982 году. Фото ru.wikipedia.org

В 1985 году в здании были достроены выходы в подземный переход, который соединил вокзал со станций метро Московская. Но в 2000-х он какое-то время не функционировал, а был открыт только после реконструкции вокзала в чемпионату мира 2018 года. Также в метро можно было попасть через улицу и вход в подземный переход совсем рядом со зданием вокзала. На фото выше подземного перехода и метро еще нет.

С 2002 года на вокзале стали устанавливать более современное оборудование, со временем появились турникеты, автоматы для покупки билетов, автоматизированные табло.

Люстра в старом здании вокзала, 2006 год. Сейчас демонтирована. Фото ru.wikipedia.org
Люстра в старом здании вокзала, 2006 год. Сейчас демонтирована. Фото ru.wikipedia.org

И, хотя, Нижний Новгород вернул свое название в 1990 году, вокзал аж до 2010 году назывался Горький-Московский или просто Московский вокзал. Тогда, даже если вбить на сайте РЖД в поиске Нижний Новгород, запрос ничего не выдавал. В 2010 году название поменяли, как у вокзала, так и у станции, если можно так назвать. Теперь вокзал стал называться Вокзал Нижний Новгород, а станция - Нижний Новгород-Московский. Но старое название вокзала демонтировали только в 2014 году, когда нашлись на это деньги.

Я на фоне здания вокзала, 2011 год. Фото автора.
Я на фоне здания вокзала, 2011 год. Фото автора.

Проведение чемпионата мира по футболу оставило свой след и на Нижнем Новгороде, в том числе и на его вокзале. В июне 2017 он был закрыт на реконструкцию и открыт лишь в апреле 2018 года. Здание осовременили, добавили большое количество камер хранения, залов ожидания, зарядок для телефонов, обновили указатели. От старого здания остался только каркас и два мозаичных панно в центральном зале.

РАСПОЛОЖЕНИЕ

ЦУМ на площади Революции около вокзала, фото автора 2011 года
ЦУМ на площади Революции около вокзала, фото автора 2011 года

Вокзал находится на левом берегу реки Оки в Канавинском районе города Нижнего Новгорода. Рядом с ним находится Нижегородская ярмарка, метромост, недалеко, на этом же берегу Оки, стадион Нижний Новгород и стрелка. Через метромост или Канавинский мост можно попасть в центр, к кремлю и пешеходной улице Большая Покровская. Также на метро одна остановка до нового стадиона (до станции Стрелка) и до центра города, площади Горького (до станции Горьковская). Также недалеко находится нижегородский цирк и центральный рынок.

Фото площади Революции. Фото автора 2019 года
Фото площади Революции. Фото автора 2019 года

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ

А теперь расскажу о вокзале с точки зрения пользователя. Я бываю на нем достаточно часто, первый раз был в 2009 году по пути из Перми, но воспоминаний о нем не осталось. В 2011, когда уже полноценно был в городе, вокзал особо ничем не запомнился, удобный, большой, самое то для крупного города. С 2018 года я стал гораздо чаще бывать в здании и понимаю, что этот вокзал отличный для такого большого город как Нижний Новгород. Но есть некоторые особенности, о них и расскажу.

Центральное здание вокзала. Фото lenorlux.livejournal.com
Центральное здание вокзала. Фото lenorlux.livejournal.com

Начну с самого интересного и непонятного.

Расскажите мне кто-нибудь, ПОЧЕМУ???

Почему на вокзале именно такая нумерация путей. Для тех кто не знает, она выглядит так.

  • 1 платформа — 4 путь,
  • 2 платформа — 6 и 8 пути,
  • 3 платформа — 1 и 5 пути,
  • 4 платформа — 13 и 14 пути,
  • 5 платформа — 15 и 16 пути,
  • 6 платформа — 17 и 18 пути.

Сразу возникает несколько вопросов. Где 2 и 3 пути? Почему на 1 платформе сразу 4 путь? Куда делись еще несколько путей?

Также стоит обратить внимание, что электрички в Нижегородской области в большинстве ездят 4-х вагонные, поэтому одновременно две электрички может стоят и отправляться с одного пути. Просто с разных краев платформы. Существуют Московская (в сторону Дзержинска, Арзамаса, Проспекта Гагарина) и Кировская ( в сторону Семенова, Моховых Гор) стороны. Так и объявляют на вокзале, за этим стоит следить.

Также отдельно хочу выделить, что здесь ходят поезда так называемой городской электрички, которые появились в 2013 году. Попасть с вокзала можно на другой берег Оки (станция Проспект Гагарина), а также в Сормово (до станций Дубравная и Варя).

Схема выглядит так.

Схема городской электрички Нижнего Новгорода. Фото ru.wikipedia.org
Схема городской электрички Нижнего Новгорода. Фото ru.wikipedia.org

Также теперь указываются и платформа, и путь, хотя при открытии вокзала многие жаловались на ошибку в указателях. Они вели на платформы без указания путей, а вот на табло были указаны только пути без указания платформы. В случае с вокзалом Нижнего это было важно. Сейчас это исправлено и найти свой путь можно.

Современное здание вокзала. Фото автора
Современное здание вокзала. Фото автора

Войти в вокзал можно несколькими способами:

1. Через пригородные кассы, там удобный вход для тех, у кого поезд уезжает не с первой платформы. При входе находятся пригородные кассы, но есть проход сразу в подземный тоннель, минуя основное здание вокзала.

2. Есть вход через подземный переход, то есть удобно сразу из метро попасть на вокзал, минуя улицу.

3. Еще один вариант - главный вход вокзала. Он ведет в центральный зал и на первую платформу. Там же есть спуск во второй тоннель, в который удобно попасть и из подземного перехода.

Также раньше на платформы можно было попасть из второй части подземного перехода ближе ко второму выходу в метро Московская , но сейчас все входы там закрыты, можно попасть только после досмотра на вокзале.

Выбирать вам. А еще удобно, что прям на улице есть табло с отправлением и прибытием поездов. Не помню, чтобы где-то такое видел, но наверняка есть.

Лишь один из спусков в подземный переход оборудован пандусом, в этом минус. Надеюсь, сделают и второй.

Как уже писал выше, в здании находятся камеры хранения, места для зарядки телефона, несколько сувенирных магазинов. Перекусить можно в Бургер Кинге или в других кафешках через дорогу. Они находятся в ЦУМе и ТЦ Республика.

Платформы вокзала Нижнего Новгорода. Фото автора
Платформы вокзала Нижнего Новгорода. Фото автора

В общем, подводя итоги, могу сказать, что вокзал вызывает у меня симпатию. Тем более, есть с чем сравнить. Да, есть над чем поработать, но уже сейчас можно сказать, что это один из самых современных вокзалов России. Осталось только определиться с причиной такой нумерации путей.

Расскажите, были на вокзале Нижнего Новгорода? Как он вам?

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии. Стараюсь отвечать всем адекватным комментаторам. Вижу вашу активность и буду писать еще больше о том, что находится вокруг да около нас.