Лалибела также находится под защитой ЮНЕСКО как уникальный памятник культуры и также была столицей Эфиопии в XII-XIII веках, как и посещенные ранее города. Но даже на фоне всех архитектурных раритетов этой древней страны выдолбленные в камне церкви Лалибелы являются воистину чудом света. Ранее столица называлась Роха, позже она была переименована в честь царя. Город расположен на склоне горы Абуна-Йосеф выше уровня моря на 2500 метров.
Царь Гебре Мескель (1150–1220) получил прозвище «Лалибела» еще в детстве. Мать увидела рой пчел, кружащий над колыбелью, при этом ни одна пчела не тронула младенца. Она сочла это свидетельством особенной судьбы ребенка и нарекла его Лалибелой, что на языке агау значит что-то типа «пчелы выражают свое почтение человеку с высоким предназначением». И глядя на пчел, мать царя как в воду глядела: Лалибела воздвиг на эфиопской земле Новый Иерусалим – комплекс церквей, целиком вырубленных в скальной породе. Известно, что Лалибела побывал в Иерусалиме как раз после того, как его захватили мусульмане в XII веке. И тогда он решил построить новый Иерусалим на эфиопской земле. Соответственно, здесь есть свои Иордан, Масличная (Елеонская) гора и Голгофа, и даже могила Адама также находится здесь.
К слову сказать, известный своей политической мудростью и толерантностью Салах ад-Дин, завоевавший Иерусалимское королевство, предоставил абиссинской делегации часовню Возведения на Крест храма Гроба Господня. Там стали жить монахи, а паломничество в Иерусалим из Эфиопии приняло постоянный характер.
Все церкви вырублены из кирпично-красного вулканического туфа. Стандартный туристический маршрут начинается у храма Христа Спасителя, далее лучше идти с гидом, поскольку переходы между церквями – довольно непростой квест по многоуровневым лабиринтам и можно заплутать. В турбюро гиды с лицензией стоят 200 быр, и они действительно в теме, на месте проводников тоже хватает, но тут как повезет – и по цене, и по осведомленности провожатого. Церковь Христа Спасителя (Biete Medhane Alem - Дом Спасителя мира) - самая большая в Лалибеле: ее высота 11,6 метра, ширина 23,7 метра и длина 33,7 метра. Это не случайные параметры – планировка храма повторяет конфигурацию церкви Святой Марии Сионской в Аксуме, разрушенной в XVI веке. В церкви Христа Спасителя хранится золотой крест Лалибелы – эфиопизированная форма христианского креста весом около 7 кг, с подковообразным ореолом в навершии, на котором расположены небольшой крест и двенадцать лучей, символизирующих Спасителя и апостолов.
Biete Medhane Alem входит в «северную группу» (расположенных к северу от реки Иордан) церквей Лалибелы вместе с пятью другими церквями. К самой старой их них, церкви Девы Марии (Biete Maryam - Дом Марии) ведет небольшой 8-метровый туннель.
Оконные проемы в здании представляют собой кресты разной формы и свастики. В интерьере церкви изображения мальтийских крестов чередуются с шестиконечными звездами Давида, лица улыбающихся людей в форме солнечных дисков – с двуглавыми орлами и, конечно, множество сцен из жизни Марии. Примечателен каменный столб в середине главного прохода, полностью покрытый разными тканями. Столб – ненесущий, и его функциональное назначение непонятно. Предание же гласит, что в этом месте бог коснулся скалы и, чтобы люди не видели следа божественного прикосновения, на него поставили колонну. По другой версии царь Лалибела написал на столбе секреты строительства скальных церквей, по третьей – на колонне начертано будущее этого мира. Но пока все находится под покровом тайны, то есть кусков ткани…
Напротив северного фасада церкви Девы Марии высечен в скале небольшой Дом Креста - Biete Meskel незатейливой архитектуры с минимальным внутренним декором. В углу двора у церкви находится так называемый «бассейн плодородия», куда окунаются женщины, которые не могут зачать ребенка. Судя по обилию водорослей в нем и запаху жизнь там действительно есть.
С южной стороны церкви Девы Марии находится Дом Девственниц (Biete Denagel) или церковь Дев мучениц, посвященная 36 монахиням, которых были казнены за веру в IV веке по приказу римского императора Юлиана.
Быт монахов - это, прежде всего, аскеза:
Далее расположен комплекс, состоящий из церкви Святого Михаила (Biete Mikael), Голгофы (Biete Golgofa), часовни Святой Троицы (Selassie) и могилы Адама (Tomb of Adam) с западной стороны часовни.
Женщин сюда не пускают, а в часовню - только паломников по определенным дням, ибо здесь в золотом драпированном ковчеге покоятся мощи царя Лалибелы. Поговаривают, что в Biete Golgofa есть небольшое отверстие, связанное с гробницей царя, и пыль оттуда обладает чудодейственными целебными свойствами. Церковь Святого Михаила ранее называлась Biet Debre Sina - Дом на горе Синай, то есть там, где Бог дал Моисею каменные скрижали с заповедями. Судя по канонической ориентации храма (восток-запад) и приподнятому алтарю он изначально строился как культовое здание.
С юго-восточной стороны от Иордана расположено четыре храма. Дом ангелов Гавриила и Рафаила (Biete Gabriel-Rufael) находится у входа в эту группу церквей.
Это, по сути, две церкви, но службы проводятся только в Biete Gabriel. В отличие от других храмов в Лалибеле вход в эту церковь находится наверху – по каменному мосту, известному как «путь на небеса». Здание церкви ориентировано не по церковному канону (не с востока на запад) и внутренняя планировка не соответствует культовому сооружению. Поэтому предположительно ранее это был царский дворец.
Дом Эммануила (Biete Amanuel) является бывшей часовней царской семьи. В стенах храма расположены камеры – захоронения паломников. Через подземный туннель длиной 35 метров можно попасть во двор следующей церкви Biete Qeddus Mercoreus - Дом Святого Марка. В туннеле темно, приходится двигаться на ощупь, постоянно пригибая голову – этот проход символизирует ад, а выход на свет в церкви Марка Евангелиста – рай.
В Biete Mercoreus были обнаружены ножные кандалы, что позволило предположить нахождение здесь тюрьмы в период аксумского царства.
Biete Abba Libanos - Дом Аввы Либаноса. Возможно, церковь названа так в честь настоятеля по имени Либанос, но, может быть, в данном случае подразумевается греческое значение слова «либанос» - обращенный к юго-западу. Левая сторона храма вытесана из камня, а правая построена из каменных блоков. По версии ученых это один из бывших королевских дворцов.
По той же системе туннелей, что связывают Biete Amanuel, Biete Mercoreus и Biete Abba Libanos, можно попасть в Дом Хлеба (Дом Просфор) - Biete Lehem. В русской традиции мы произносим Вифлеем.
Чуть в стороне от этих двух групп церквей расположена церковь Святого Георгия (Biete Giyorgis), являющаяся «визитной карточкой» комплекса: именно ее изображение широко тиражируется на рекламных проспектах и в СМИ.
И, действительно, это уникальное сооружение – церковь в форме греческого креста высотой 12 метров целиком выдолблена в скале на один уровень с поверхностью. Святой Георгий - покровитель Эфиопии, поэтому, кстати, местные жители в Эфиопии всегда с радостью брали наш презент – российские монетки с изображением победоносца. Пройти к церкви можно только через туннель.
Согласно легенде церковь Святого Георгия была возведена последней из 11 скальных церквей Лалибелы – про Святого Георгия забыли, и он сам явился императору с напоминанием о себе.
К сожалению, исторически достоверных документов и хроник о строительстве столь грандиозного храмового комплекса не сохранилось. Поэтому неизвестно ни время строительства церквей, ни технические подробности их возведения.
С нашим гидом:
В агиографии царя под названием «Гадла Лалибэла», написанной значительно позже, говорится о том, что все храмы вырезал сам царь с помощью ангелов. Но объективными считаются сведения о том, что церкви вырезались в камне в течение четверти века, и только часть работ была проделана при Лалибеле. По некоторым данным церковь Святого Георгия была сооружена уже после смерти Лалибелы вдовой царя в память о нем.
В Лалибеле мы остановились в Lalibela Hotel, который находится Lower Town в шаговой доступности от храмового комплекса. В отеле есть свой ресторан, а за воротами отеля по пути к церквям множество сувенирных лавок.