В околоцерковной и даже церковной среде традиционно считается, что первой Христа по Воскресении Его из мер-твых увидела святая Мария Магдалина. Та самая, из которой Иисус изгнал 7 бесов (Лук.8:2) и которая якобы в прошлом была блудницей. "Якобы"? Да, якобы. Кому интересна эта тема, даю ссылку: Была ли блудницей святая Мария Магдалина?
Эта церковная традиция имеет глубокие корни. Она восходят, во-первых, к 16 главе Евангелия от Марка, где прямо говорится, что именно Мария Магдалина будто бы первой увидела Христа по Воскресении. Марк благовествует: "Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов" (Мар.16:9).
А, во-вторых, к подробному рассказу евангелиста Иоанна о неожиданной встрече воскресшего Иисуса Христа с Магдалиной у гроба Господня (Иоан.20:14-18). Этой встрече предшествует явление Магдалине двух ангелов, после чего Сам Иисус начинает утешать ее. Вот как это было:
"Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель!" (Иоан.20:15-16).
В сознании людей свидетельство Марка и рассказ евангелиста Иоанна сплетаются в одно целое... Отсюда и появляется традиция, согласно которой именно Магдалина будто бы впервые видит воскресшего Христа.
Однако, как нам кажется, эта традиция зиждется на непрочном фундаменте... Ибо Церковное Предание (свт. Амвросиий Медиоланский, прп. Ефрем Сирин, свт. Григорий Палама и другие) свидетельствует о том, что Христос по Воскресении явился "сперва" совсем другому человеку... Кому именно? Не Магдалине. Но Пресвятой Деве Марии, Своей Матери.
Например, ств. Амвросий Медиоланский говорит: "Мария (имеется в виду именно Матерь Божия - Христофор+) видела воскресение Господа: она была первой, кто увидела Его, и она уверовала" ("О девстве и браке").
Ту же самую идею находим у прп. Ефрема Сирина. Он пишет: «Как ни первое знамение (т. е. есть чудо в Кане) не произошло без Нея (Богородицы), так ни начаток гроба (т. е. выход Христа из гроба) не остался без Нея" (Творения св. Ефрема, ч. 8-я. Серг. Посад, 1895).
Наконец, тот же взгляд видим в 18 омилии свт. Григория Паламы. Признавая, что евангелисты путано повествуют о явлениях воскресшего Христа женам-мироносицам, святитель Фессалоникийский утверждает:
"То, что не столь ясно возвещено Евангелистами, то я раскрою вашей любви. Итак, благовестие о Воскресении Господа, первая из всех людей – что было подобающим и справедливым – прияла от Господа Богородица, и прежде всех Она увидела Его воскресшим, и насладилась Его божественной речью, и не только узрела Его очами, и услышала Своими ушами, но и первая и единственная ухватилась за Его пресвятые ноги..." (Григорий Палама, свт. Омилия 18. В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых)
На первый взгляд, заявления святых отцов кажутся слишком смелыми... Ведь в Писании прямо не говорится о том, что Христос вообще являлся Богоматери; что она видела Его своими очами и слышала своими ушами. Нигде... Предчувствую, что протестанты (с их принципом "sola scriptura" - "только Писание") оставят немало гневных комментариев, где скажут, что "аффтор" ошибается, ибо надо верить букве текста, а не каким-то отцам...
Таковым скажу, что в данном конкретном случае ошибается не "аффтор", но невнимательный читатель, вырывающий цитату (Мар.16:9) из контекста Евангелия от Марка и, вообще, из контекста Четвероевангелия. Ибо если сличать всех Евангелистов, если разделять час воскресения Христова и час Его явления Магдалине, если знать, что мироносицы приходили ко гробу неоднократно, в разном составе и в разное время, получится совсем другой расклад, о котором и говорят святые отцы.
Рассмотрим, например, нашу цитату (Мар.16:9) в контексте Евангелия от Марка, точнее, в контексте 16 главы, целиком и полностью посвященной Воскресению Христову. Из 3 стиха 16 главы становится ясно, что святая Мария Магдалина этим утром (но только на порядок раньше) уже приходила ко гробу Господню, но не одна, а вместе с Марией Иаковлевой и Саломией. Это не первое, но второе посещение Магдалиной гробницы. ибо камень от гроба уже отвален (впервые к гробнице Магдалина ходила с Марией Иаковлевой в Евангелии от Матфея). По Марку было это так:
"По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален..." (Мар.16:1-4)
Что это значит? А то, что Христос явился Марии Магдалине у гроба Господня не сразу после приведенного выше посещения гробницы. А после другого (четвертого) посещения Магдалиной гробницы, которое описал Иоанн Богослов (Иоан.20:14-18). Ибо У Марка мироносицы приходят ко гробу втроем и "весьма рано". А у Иоанна Магдалина пребывает у гроба одна. Причем, после посещения гробницы Петром и Иоанном (Иоан.20:3-10). Отсюда вывод: Христос является Магдалине не ранним утром, но поздним. И, очевидно, уже после того, как Он явился группе мироносиц, возвращавшихся домой. Об этом говорит Матфей:
"Когда же шли они (мироносицы - Христофор+) возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Матф.28:9).
Почему Христос является Магдалине после этого явления Христа, а не до? Потому что к моменту явления воскресшего Христа, Магдалина еще "не в курсе" того, что Он (Христос) вообще воскрес. Магдалины не было в той группе мироносиц, которым являлся Христос (Матф.28:9), Она бегала в горницу, где пребывали апостолы, чтобы сообщить Петру и Иоанну об исчезновении тела Христова. И потому о воскресении Христа она ничего не знает. Магдалина по-прежнему думает, что тело Христа забрал садовник. Не узнавая Христа, она говорит: " Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его" (Иоан.20:15). Отсюда вывод: Христос является Магдалине после Своего явления мироносицам.
"Пусть так, - скажут оппоненты, - но при же чем здесь Богоматерь? В Писании не говорится, что Христос являлся ей!" Да, верно, не говорится... Но, совершенно очевидно, подразумевается, что именно так оно и было...
Давайте обратимся к другим Евангелиям (к контексту Четвероевангелия). Главным аргументом здесь станет, прежде всего, благовестие Ангела из Евангелия от Матфея (Матф.28:5-7). Это первое благовестие Ангела женам мироносицам. И первое посещение мироносицами гроба. В составе группы мироносиц только две жены: Мария Магдалина и Мария Иаковля (так называли Богоматерь, поскольку ее пасынком был Иаков - старший сын Иосифа). В присутствии этих жен Ангел отваливает камень. А они слышат первое Ангельское благовестие о Воскресении Христовом:
"По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам" (Мф.28:1-2; 5-7).
Почему это аргумент? Потому что произносится ангельское благовестие не для Марии Магдалины (которая очень долго ничего не понимает), но для Богоматери, которая сразу поняла значение возвещенного. Об этом свидетельствуют церковные песнопения Страстной седмицы. Вот, например, выдержка из песнопений Великого Пятка: «Потщися убо восстани, яко да вижу и Аз из мертвых Твое тридневное воскресение». (Вел. Пяток, Вечерня. На «Господи воззвах», глас 2-й). А вот выдержка из песнопений Великой Субботы: "О Боже и Слове! О радость Моя! Како претерплю тридневное Твое погребение" (похвалы Вел. Субботы). И др.
Отсюда видно, что Богоматерь ожидала воскресения Христова... И как же Ей, искусной в Законе и пророках, было не понять смысла великих знамений: явления Ангела, землетрясения? Свт. Григорий Палама пишет:
"Как же могло случиться, что присутствуя при совершавшихся событиях, богомудрая Дева не поняла бы, что совершилось: видя землетрясение и оного великого Ангела, снизходящего с небес, имевшего вид молнии, омертвление стражей, и перемещение камня, и пустоту гроба, и великое чудо плащаниц, смирною и алоем слепленных и неразрушимых, и в то же время пустых от нахождения тела, и к тому же радостный вид и благовестие к Ней Ангела?!" (Григорий Палама, свт. 18 омилия. В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых)
Итак, если Ангел во время первого посещения мироносицами гробницы благовествует именно Пресвятой Деве, то, значит, именно Ей и выпадает честь первой узреть воскресшего Христа и прикоснуться к Нему (потому что Ангел в пустоту говорить не будет). В Евангелии от Матфея это передается с помощью фигуры умолчания. Затем к Богоматери присоединяются другие жены и происходит то, о чем возвестил евангелист Матфей, говоря о явлении Христа мироносицам (Матф.28:9).
А что же тогда Марк? Почему он говорит, что первой по Воскресении видела Христа Магдалина? Здесь может быть несколько вариантов ответа... Свт. Григорий Палама объясняет ошибку (?) Марка нежеланием приводить Богоматерь в качестве свидетеля Воскресения (с логикой: кто поверит свидетельству матери). Свт. Григорий Никомидийский думает, что первой святая Мария Магдалина была только среди апостолов, но отнюдь не среди жен-мироносиц. Архимандрит Киприан (Керн) допускает возможность текстологической ошибки, говоря, что "последнее (71-ое) зачало от Марка отсутствует в лучших рукописях" (Киприан (Керн), архимандрит. Явление воскресшего Господа Богоматери).
Таким образом, событийный ряд Четвероевангелия убеждает нас в том, что Мария Магдалина приходила ко гробу Господню, минимум, четырежды: 1) с "другой Марией" или Богоматерью (Мф.28:1-2), 2) с Марией Иаковлевой (Богоматерью) и Саломией (Мр.16:1-4), 3) с Марией, матерью Иакова (Богоматерью) и Иоанной (Лук.24:1-4;10), 4) в одиночестве, после Петра и Иоанна (Иоан.20;14-18). Вплоть до четвертого визита Магдалина не могла вместить в себя вести о Воскресении, ибо думала, что тело Христово забрал садовник. На этом основании мы полагаем, что Магдалина никак не могла первой увидеть Христа, ибо по времени ее беседа со Христом происходит после явления Христа женам- мироносицам, которое приводится у евангелиста Матфея (Матф.28:9).
Что же касается явления Христа Богоматери, то оно предположительно происходит после Ангельского благовестия в момент, отображенный Матфеем (Матф.28:9), когда мироносицы возвращаются в горницу, где они пребывали. Здесь Христос впервые по Воскресении и подходит к Матери, пока остальные участники этого действа благоговейно стоят в сторонке.
А что думаете о первом явлении воскресшего Христа вы? Кому Христос явился прежде: Марии Магдалине или Богородице? Оставляйте комментарии, делитесь впечатлениями, не забывайте про лайки (если статья понравилась) и подписывайтесь на канал «Христофор+».
Читайте также другие статьи:
Четыре всадника Апокалипсиса из будущего - это миф? Читаем Откровение... (Откр.6:1-8)
Конец света переносится? Свт. Андрей Кесарийский о снятии 6 печати (Откр.6:12-17)
Что означает снятие седьмой печати? (Откр.8:1-6)
Какие беды и напасти возвестят трубы Ангелов во время страшного суда (Откр.8:7-12)?
Пророчество св. Иоанна Богослова об упразднении земного времени (Откр.10:1-10)
Зачем св. Иоанн Богослов измерял Иерусалимский храм тростью? (Откр.11:1-2)
Названы имена пророков Божиих, которые обличат антихриста в последние дни (Откр.11:3-4)