Найти в Дзене
Эволюция-II

Интегральная йога: Статья-11. Сущность солнечного пути – концентрация в сердце и открытость Божественной Милости

Оглавление

Рассматривается солнечный путь интегральной йоги в духовном развитии, как самый легкий, простой и короткий путь, в основе которого – концентрация в сердце и открытость Божественной Милости. Именно этот путь рекомендовали Шри Ауробиндо и МАТЬ в эволюцию-II.

Рис. 1. Символизирует солнечный путь интегральной йоги – в духовном развитии,           как  – самый  легкий, простой и короткий путь
Рис. 1. Символизирует солнечный путь интегральной йоги – в духовном развитии, как – самый легкий, простой и короткий путь

1. Сущность среднего пути – открытость Божественной Милости – при активной самоотдаче

1.1. В различных йогах существуют – три основных пути

  1. Путь личного усилия (самодисциплины или тапасьи), который используют, например последователи буддизма и адвайты. Первый путь очень труден. Здесь вам приходится рассчитывать – только на себя и вы достигаете результатов – соразмерно собственным силам.
  2. Путь самоотдачи Божественному. Это путь – надежен и безопасен Но на практике получается, что человек, под предлогом самоотдачи, – отдает себя во власть низшей природы. Поэтому Шри Ауробиндо и Мать рекомендуют – средний путь.
  3. Средний (промежуточный) путь, в основе которого открытость Божественной Милости – при активной самоотдаче и отвержении тьмы и лжи, (но с главной опорой – на Божественную Милость) (cм. : [6, с.32– 33]).

Подробнее о Божественной Милости – см. статьи «Что такое Божественная Милость? Часть-1…, Часть-2…; ссылки – в конце статьи.

1.2. Иначе говоря, вы можете выбрать один из трех путей.

  1. Путь «детеныша обезьяны». Детеныш обезьяны, когда мать переносит его, – должен сам крепко держаться за нее; стоит ему ослабить хватку, он упадет. (cм. : [6, с.32– 33]
  2. Путь «котенка. У кошки все наоборот – не котенок держится за мать, а она сама несет его. Ему ничего не нужно делать, – только дать матери нести себя и пищать «мяу» (cм. : [6, с. 33].
  3. Средний (промежуточный) путь (Путь «котенка» становится средним путем – при условии активной самоотдачи – прим. Диченко Ю.Б.)

1.3. Путь «детеныша обезьяны» (Путь личного усилия)

Рис.2. Путь «детеныша обезьяны». Детеныш обезьяны, когда мать переносит его, – должен сам крепко держаться за нее; стоит ему ослабить хватку, он упадет (см. Путь личного усилия)
Рис.2. Путь «детеныша обезьяны». Детеныш обезьяны, когда мать переносит его, – должен сам крепко держаться за нее; стоит ему ослабить хватку, он упадет (см. Путь личного усилия)

1.4. Путь «котенка» (Путь самоотдачи Божественному)

Рис.3. Путь «котенка. Не котенок держится за мать, а она сама несет его. Ему ничего не нужно делать, – только дать матери нести себя и пищать «мяу» (см. Путь самоотдачи Божественному.)
Рис.3. Путь «котенка. Не котенок держится за мать, а она сама несет его. Ему ничего не нужно делать, – только дать матери нести себя и пищать «мяу» (см. Путь самоотдачи Божественному.)

2. Два варианта реализации среднего пути

2.1. Два варианта реализации среднего пути – солнечный (душевный) и духовный – в зависимости от центра концентрации

1. Концентрация в сердечном центре –означает, что вы выбрали – солнечный путь (психический или душевный). Психическое (от слова «психея» – душа) или душевное существо находится позади – в мистическом оккультном сердце посредине грудной клетки и позади тела ( в ином измерении).

2. Концентрация в голове(или над головой) – означает, что вы выбрали духовный путь.

2.2. Концентрация в сердце – это не медитация, а обращение к Божественному, к Возлюбленному

Самый лучший способ для этого – жить в психическом существе, так как оно всегда преданно Матери и может вести другие части вашего существа правильным путем.

Медитация – это метод пути знания, и этот путь лежит – через ум, а не – через сердце.

Причем, солнечный путь, как говорил Шри Ауробиндо, – самый «легкий, простой и короткий».

2.3. Шри Ауробиндо и Мать 14 лет исследовали все духовные пути, прежде чем – порекомендовать солнечный Путь

Шри Ауробиндо пишет, – что хотя божественная помощь была со мной, мне понадобились – четыре года, чтобы отыскать – солнечный Путь и еще десять лет йоги, – чтобы пройти его. Подробнее см. статью «Интегральная йога: Статья-9. Шри Ауробиндо и Мать 14 лет исследовали все духовные пути, прежде чем посоветовать – солнечный путь»; ссылка – в конце статьи.

24. Рамакришна тоже применял – солнечный путь

Он тоже начал с притягивания Силы и с напряженных усилий, и он получил то, что хотел, но ему пришлось пережить – тяжелейшие и опаснейшие внутренние потрясения.

Впоследствии, желая чего–то добиться, он использовал другой метод – занимал психическую позицию и спокойно ждал. И в результате – с легкостью и быстро достигал желаемого (см.: [2, с.332]).

3. Две важнейшие особенности среднего и солнечного путей

3.1. Две особенности

1. Больше полагаться – на Божественную Милость, а не на собственные силы.

2. Необходима активная самоотдача – Божественному, которая предусматривает отвержение тьмы, лжи и всех неверных движений.

3.2. Активная самоотдача

Означает объединение вашей личной воли с Божественной Волей, принятие всего, что является Божественным и отвержение всего, что противоречит Божественному.

Пассивная самоотдача – это когда человек препоручает все Божественному. Но на практике получается, что человек, под предлогом самоотдачи, – отдает себя во власть низшей природы (cм. : [1, с.112).

3.3. Таким образом, у садхака есть – три основные возможности

1. Опираться на собственные усилия, как поступают буддисты и последователи Адвайты.

2. Ожидать действия Милости и во всем полагаться на Божественное.

3. Избрать средний (промежуточный) путь и двигаться вперед, благодаря собственному стремлению, отвержению неверных движений и, главным образом, – опираясь на помощь Божественной Милости (cм. : [1, с.132]).

3.4. Необходимо заметить, что в солнечном пути – всю йогу по сути выполняет Божественная Мать

А человек лишь обеспечивает «правильное состояние сознания» –стремление, сосредоточение, открытие себя – Божественной Матери и отвержение всего , что несовместимо с этим (см. статью «Интегральная йога: Статья-2.Правильное состояние сознания...; ссылка - в конце статьи)

При этом стремление может быть – солнечным, полным света и радости. И даже трудности – можно встретить с улыбкой (см.: [2, с. 329]).

Таким образом,солнечный путь – соответствует вышеназванным требованиям многообразия и гибкости йоги.

4. Божественная Милость выведет вас из трудностей, Она принесет вам решение ваших проблем

4.1. Но, когда вы преодолеете трудности

Ни в коем случае не забывайте, что это Она, – Милость, вывела вас – из затруднительного положения, а не вы сами из него вышли! И это чрезвычайно важно (cм.: [5, с.114]).

Но большинство людей говорят: «Ну что ж, я и в этот раз довольно удачно справился со своими проблемами». И этой убежденностью – вы все разрушаете. В вас снова все закрыто.

4.2. А это значит, что вам снова необходима – некая острая боль, некие ужасные трудности,

чтобы этот вид внутренней глупости ушел от вас, и вы еще раз смогли понять, что сами вы ничего не можете сделать (cм.: [5, с.114]).

И когда вы наконец – постигните совершеннейшую немощь свою, – то благодаря этому вы уже сможете стать – чуть–чуть более открытыми и пластичными.

Но если вы уверены, что вся ваша жизненная активность зависит – целиком от ваших личных способностей, то вы тем самым – закрываете для себя все двери и ничто уже не может проникнуть к вам. Это великое препятствие (cм.: [5, с.114]).

4.3. Если несмотря на наличие постоянного стремления, – терпение и уверенность угасают

Это значит, что ученик полагается – исключительно на собственные силы.

А нужно как раз обратное:«Ничего, мое стремление вернется ко мне. Несмотря ни на что, я знаю, что Мать со мной, она поддержит меня, даже когда я ее не чувствую, поддержит – в самый тяжелый период». Вот какое отношение необходимо в подобной ситуации. (см.: [3, с.118])

Между этими двумя подходами есть большая разница. В одном случае проявляется

лентяй, который ничего не хочет делать, в другом – ученик, который делает все лучшее, на что он сейчас способен.

Но когда он на время погружается в неблагоприятное состояние, он сохраняет веру в силу Матери и тем самым – эта вера обескураживает противоборствующую силу, возвращая назад действенность садханы (см.: [3, с.119]).

Материал статьи подготовлен на основе следующих литературных источников

  1. Шри Ауробиндо. Письма о йоге. Т. III,СПб. : Адити, 2016.
  2. Шри Ауробиндо.Письма о йоге. Т. V. СПб. : Адити, 2008.
  3. Шри Ауробиндо. Мать.М. : Благовест, 1994.
  4. Сатпрем. НА ПУТИ К СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСТВУ: очерки экспериментальной эволюции.СПб. : Мирра, 2007.
  5. 1. Солнечная тропа: фрагменты из работ Матери и ее бесед с учениками. Одесса: Весть, 1992.
  6. Из работ Шри Ауробиндо и Матери. Составление Виджай, Ашрам Шри Ауробиндо. САМООТДАЧА И МИЛОСТЬ СВЫШЕ : Адити, 2007.

Смежные статьи:

  • Интегральная йога: Статья-2. «Правильное состояние сознания» можно сочетать – с любой работой – умственной, физической
  • Что такое Божественная Милость? Часть-1. Ее нельзя достичь – личным усилием. Она нисходит и делает выбор – всегда «по своему»
  • · Что такое Божественная Милость? Часть-2. Три условия для нисхождения Милости
  • · Статья-9. Шри Ауробиндо и Мать 14 лет исследовали все духовные пути, прежде чем посоветовать – солнечный путь
  • · Для системного прочтения статей - по ЭВОЛЮЦИИ-II и интегральной йоге – разработано новое «Содержание-навигатор" канала
.
.

Канал «Диченко Ю.Б. Перемены в мире» Подписаться

Ваши комментарии