Всем привет!
Когда мы слышим словосочетание «отечественный автопром», первое, что приходит в голову – это автомобили Волжского автозавода (ВАЗ). И это неудивительно, поскольку в советское время интерес к волжским автомобилям был огромный. И сегодня на повестке дня первопроходец с автогиганта в г. Тольятти, которому на днях исполняется 51 год – ВАЗ-2101.
Наш герой встал на конвейер только что построенного Волжского автозавода в апреле 1970 г. Его прототипом, как ни странно, послужил итальянский Fiat -124, который во время испытаний в СССР практически рассыпался в прах. Намного лучше на испытаниях показал себя французский Renault -16, но из-за политических соображений от этого автомобиля отказались.
Конструкторам пришлось существенно доработать автомобиль, в результате между 124м и ВАЗ-2101 оказалось около 800 отличий.
Внешне эти изменения не сильно заметны. Дизайн автомобиля остался старым, но кузов и платформа были хорошо усилены. Кроме того, сам кузов больше возвышался над дорогой, а на бампере из-за соображений безопасности при авариях появились клыки.
Под капотом был установлен новый двигатель объемом 1,2 л и мощностью 64 л.с. Поначалу считалось, что мощность у машины недостаточна, но практика показала, что волжские автомобили разгонялись лучше, чем появившийся в 1967 г. Москвич-412. Кроме того, для охлаждения двигателя использовалась не вода, как у большинства советских автомобилей, а специальная незамерзающая жидкость. В результате стала реальной зимняя эксплуатация автомобилей.
Салон «единички» - именно так сначала прозвали нашего героя – тоже изменился по сравнению с прототипом:
Приборов в машине необходимый минимум, зато приятностями были хорошая воздуходувка, глубокий бардачок, надежная 4-ступенчатая коробка передач, достаточно легкий руль и откидывающиеся передние сидения, за счет которых можно было устроить двухместную кровать в салоне. Последней опции у Fiat -124 не было.
Еще один плюс – хорошая звукоизоляция: на высокой скорости людям уже не нужно было повышать голос, чтобы разговаривать в салоне.
Уже при появлении на свет «единичка» вызвала огромный интерес со стороны советских граждан. Но как это обычно бывает, прежде всего люди выискивают недостатки по сравнению с привычными автомобилями. А недостатки у первого волжского автомобиля тоже были существенными.
Водителям не понравились стеклоочистители, которые можно было легко отстегнуть, и поворотные форточки на передних дверях, которые сильно ухудшали обзор и у которых были ненадежные замки.
Еще один просчет – посадка: если в 412м она была высокая и удобная, то в ВАЗе водителю приходилось сгибать ноги и сутулиться.
Бурные дискуссии вызывало второе название машины. Вопрос о том, откуда взялось название «Жигули», до сих пор остается открытым. Ко всему прочему, в некоторых странах это название выглядело как ругательство. Поэтому автомобиль больше обозначали древнерусским именем Лада.
Но несмотря на все эти недочеты, ВАЗ-2101 стал быстро набирать популярность, и у него появилось немало предназначений. Помимо того, что его использовали как личный транспорт, он часто служил в милиции:
Существовала и специальная модификация для ралли:
А еще «единичка» хорошо шла на экспорт, и даже сегодня они востребованы в ряде стран «третьего мира», прежде всего в Эфиопии:
А на Кубе были популярны весьма необычные удлиненные кузова на базе этой машины:
Однако уже в 80х гг. ВАЗ-2101 не считался престижным в нашей стране, и тогда же у него появилось еще одно прозвище – «копейка». Оно сильнее всего закрепилось за этим автомобилем, и если назвать это прозвище, сразу становится понятно, о какой машине идет речь.
Тем не менее, «копейки» продолжали колесить по всей стране и даже светиться в кино:
Даже сегодня эти машины очень часто встречаются на российских дорогах. Морально устаревшие и сильно потрепанные, они готовы и дальше служить своим владельцам. Большинство из них довольствуются классическим обликом автомобиля:
Но некоторые усиленно тюнингуют «копейки» и используют их для дрифта:
А вот те «копейки», что служили в милиции, сегодня отправились на заслуженный отдых и стоят в качестве памятников:
Сегодня к этим машинам отношение неоднозначное. Одни откровенно недолюбливают первый ВАЗ, другие изо всех сил берегут «копейки». Так что в качестве бонуса еще один ВАЗ-2101, которого я как-то снял по дороге домой:
Все же можно сказать, что ВАЗ-2101 – важный шаг отечественного автопрома и начало по-настоящему массовых автомобилей для личного пользования.
А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!