Всем Доброго Аудиофильского!
Написал я тут статью про Советские Катушченые Магнитофоны Высшего Класса - какой выбрать и стоит ли?
В нее вошли 6 магнитофонов: Маяк 001, Маяк 003, Идель 001-1, Электроника ТА1-003, Электроника 004, Олимп 003, Олимп 004, и Олимп 005.
И вот неожиданность. В комметах под ней прям оптом пишут фразы "Чувак а Илеть куда потерял?", "А Ростов где?", "Без Союза статья не статья!!!".
Вы сейчас в заголовке статьи сами видите, что народ требует включить в обзор аппратов Высшего класса заодно и Первоклашки.
Я все-таки педантичный человек. И для меня деление на классы, есть деление на классы. Статья была про Высший класс, а требуют Первый. Странные комментаторы однако!!!
Но между тем первоклашки в СССР тоже машинки интересные!!!
И у меня был на них обзор ранее. Вот тут: 10 Ростовчан, или как звучат Ростово-Подобные катушечники!!!
Там сразу 10 моделей, с описанием их звучания.
Но сегодня мы пойдем дальше. Мы возьмем 3 модели этих магнитофонов, и устроим им СхемоТрепку!!!
Т.е. посмотрим, что представляет собой схема их усилителя воспроизведения.
Давайте сначала представлю вам магнитофоны сегодяшние.
1. Ростов 112
фото отсюда 10 Ростовчан, или как звучат Ростово-Подобные катушечники!!!
Я понимаю, что читатели хотели бы, чтобы был Ростов 105. Но увы. Уж какие схемы нашел.
Тем боле, что звук здесь интереснее.
У него детальный верх, ровная середина, и теплый бас. Не как у лампы, а быстрый, резвый, и при этом теплый. Даже я бы сказал басовито-теплый.
Т.е. в схеме нам нужно будет искать причины возникновения не сильной интермодуляции в НЧ диапазоне. Да и про вторую гармонику пошуршать надо будет.
2. Союз 110
фото отсюда 10 Ростовчан, или как звучат Ростово-Подобные катушечники!!!
Звук здесь странный. Баса не хватает. Он какой-то тощий, недожатый. При этом середина плоская. С некоторым не большим стекленящим призвуком. И потерями послезвучий. А верх смазанный. Недостаточно детальный.
В целом звук напоминает катушечник Акай, только с основательно более акцентированными особенностями звучания Акаев.
По схеме нам сразу и не понять чего искать придется. Прям жесть какую-то. Неправильную разводку или еще какие сюрпризы.
Так вот не глядя в схему и не сказать.
3. Илеть 110
фото отсюда 10 Ростовчан, или как звучат Ростово-Подобные катушечники!!!
Звук у нее басовитый. Причем самый басовитый в обзоре. Но при этом без теплоты. Середина ровная, верх детальный.
Т.е. схема должна быть похожа на Ростов 112, но с некоторыми отличиями в номиналах деталек.
******************************************************************************
Ну что? А теперь самое горяченькое? Схемы?
2.1. Ростов 112
фото скриншот из инструкции взятой здесь http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/rostow_mk112.html
2.2. Союз 110
фото скриншот из инструкции взятой здесь http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat_/sojuz110.html
2.3. Илеть 110
фото скриншот из инструкции взятой здесь http://rw6ase.narod.ru/00/mg_kat/ilet110.html
****************************************************************************
Ну а теперь более детально!!!
Все 3 схемы весьма друг на друга похожи. Но есть отличия.
Встречает во всех 3х схемах сигнал с головки микросхема К157УЛ1 - это специально-заточенный 2х канальный усилитель воспроизведения для магнитофонов.
Т.е. это не Операционный Усилитель. Это своя особая микруха.
фото отсюда http://www.chipinfo.ru/dsheets/ic/157/157ul1.html
Вот ее внутренняя схема.
Здесь нам первым делом нужно заметить 14ю ногу. Это минусовая "Клемма" питания этой микросхемы.
Смотрим как разведено питание у наших троих. У Ростова резистор на 3.3к и электролит на 100 Мк.
Илеть 3.3 к и 500 Мк. Союз 8.2к и 500 Мк.
Вот нам и условия для интермодуляции в басу у Ростова. Питание плывет и тем самым подгуживает теплотой.
Илеть при этом имеет самое лучшее питание. А вот Союз пребывает в странном состоянии недопитанности. Он то и дело разряжает конденсатор, который в паузах и ситуациях снижения уровня сигнала успевает подзарядиться, а потом снова идет на разрядку. Этим и обусловлено снижение детальности на ВЧ и плоскость на СЧ. Не хватает напряжения для послезвучий. Проседают. Да и бас очевидно здесь же пострадал.
Но это не все.
Движемся дальше. Вход с головки.
У Ростова и Илети он разведен одинаково. Разве что начертание на схеме у Илети с квадратной веселухой.
В целом это РЦ-цепочка с конденсатором на 30 Мк, но вот суммарный резистор задающий АЧХ этого фильтра у Ростова 65.3К, а у Илети 50.3К.
Т.е. реактивное сопротивление по НЧ у Илети явно ниже. Вот она и басит сильнее.
Союз же в этом плане имеет другую разводку. Тут у нас сначала резистор на 47К травит полезный сигнал на землю, а потом уже конденсатор на те же 30 Мк.
По идее басить должен как слон. Да чет не басит. Питания не хватает в цепочке за него отвечающей.
Дальше сигнал через конденсатор в 10 мк у всех троих поступает на цепи коррекции ачх.
Тут коммутацией цепей коррекции занимаются микросхемы, что твердотельные ключи. Там хитрая коммутация. Там и АЧХ по двум скоростям движения ленты, а так же переключение на сигнал с источника или с головки для организации сквозного канала при записи.
Тут сквозной канал это сигнал идущий на головку записи который заодно загнали в середину схемы усилителя воспроизведения. Сразу в цепи коррекции АЧХ.
Вот это все тут и коммутируется микросхемами.
Дальше сигнал поступает на еще один коммутатор, который у Илеть и у Ростов сделан на одной микросхеме, а у Союза на полевиках.
При этом у Ростова в этой схеме нет частотной коррекции. Только резисторы. У Илеть есть коррекция АЧХ. У Союз тоже.
Пр этом у Союза и у Илети номиналы конденсаторов и резисторов одинаковые.
Т.е. Союз кажется, что перекосячило по звуку только на стадии первой микросхемы. Но не все так просто.
На выходе внизу схему и у Илети и Ростова есть транзистор по питанию. А вот у Союза его нет.
Питает он выходной операционник. Это уже привычный ОУ К157УД2.
И вот выходит у Союза еще и его по питанию колбасит.
А выше разобранные цепи коррекции - это его обратная связь. Вот только выходит у Ростова она без фильтрации по фазовому сдвигу на высоких частотах. Что и приводит к дополнительной теплоте в звуке.
Тут суть в том, что обратная связь правильно работает только в узком фазовом диапазоне. Когда ее сигнал в противофазе приходит, с не большими допусками на отклонение. Градусов на 10-15. И вот чтобы она не работала не в "своем" диапазоне ее фильтруют по частоте. А вот тут у Ростова этой фильтрации нет. Как итог на "чужих "частотах она работает как ПОС. Т.е. насыщает сигнал дополнительными гармониками. И вот как-то так тут вышло, что они приятно звучат.
*****************************************************************************
Вот такие неожиданные коснструкционные особенности Аудиофильского толка мы сегодня выявили!!!
Вроде схема почти одинаковая. А вот не тут-то было.
При этом сказать, что Союз является максимально упрощенным тоже не верно. Тут есть явные конструкционные изменения в схеме. Это не упрощение, а именно стремление сделать звук как у Акая.
Вот такая сегодня история.
Спасибо, что дочитали!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье.